Ты не явь, а только сон
Дурной. Бездарность и веселье.
Тебя, как пугало земли,
Зачав с угрюмого похмелья,-
На белый свет произвели...
Ты - только тень.
|
<
/TABLE>
Солженицынский Лагерь в судьбах миллионов людей тоже знак помрачения
души и разума, опасная и жестокая машина, перемалывающая слабых. Лагерь
представлен не как исключение из жизни, а как порядок её. Человеку можно,
закалив сердце мужеством, сразиться с чрезвычайными обстоятельствами, но
как бороться с тем, что вошло в многолетнюю привычку? Ко времени
заключения человек уже вырабатывает в себе навыки к чистоплотности,
культуре еды, чтению, хобби. В лагере "привычки временные" и выжить здесь
можно только сопротивляясь им. Лагерь преследует главную цель - погубить
внутренний мир человека, многие превращаются здесь в "лагерную пыль". И
мудрено ли? В тексте достаточно много описания лагерного быта: "Лагерник
живёт для себя только утром десять минут за завтраком, да за обедом пять,
да пять за ужином...", "...без валенок зиму перехаживали...", "никогда
зевать нельзя, стараться надо, чтоб никакой надзиратель тебя в одиночку не
видел, а в толпе только... Может, он человека ищет на работу послать,
может, зло отвести не на ком". Голодные зэки носили надкусанные для
заметки куски хлеба в чемодане, дрались каждый раз, потому что "куски всё
равно похожие, все из одного хлеба". В год заключённые могли отправить
домой только два письма.
Лагерь создан для убийства личности: "Здешняя жизнь трепала его от
подъёма и до отбоя, не оставляя праздных воспоминаний..." Но Шухов имеет
силы сопротивляться силе Лагеря. Он сразу отделяет "своё" свободное время
от часов неволи, казённого времени, мёртвого и убогого. С этих строчек
начинается раздумье о главном, начинается состязание между волей и
неволей, "своим" и "казённым". Соревнование это тяжёлое, потому что в
лагере всё перепутано и своё зачастую тоже - не своё. Через весь этот " и
дольше века длящийся день" проходит драма сопротивления Лагерю.
С утра недомогает Иван Денисович:" Хотя бы уж одна сторона брала - или
забило бы в ознобе, или ломота прошла. А то ни то ни сё". Но, как писал А.
Твардовский: "Одно дело - просто тело, а тут и тело и душа". И это
состояние внутренней борьбы проходит через всю повесть.
Лагерь обессмысливает любое разумное человеческое действие. Вот ведёт
надзиратель Ивана Денисовича мыть полы в надзирательской. Но самим
охранникам чистота не нужна: "Ты вот что, слышь, 854-й! Ты легонько
протри, чтоб только мокровато было, и вали отсюда". Иван Денисович
смекает: "Работа - она как палка, конца в ней два: для людей делаешь -
качество дай, для дурака делаешь - дай показуху. А иначе б давно все
подохли, дело известное".
2. Отношение к работе становится в повести одной из главных
граней оценки человека. Это определяет взаимоотношения людей в лагере, в
шуховской бригаде. "Снаружи бригада вся в одних чёрных бушлатах и в
номерах одинаковых, а внутри шибко неровно - ступеньками идёт". На нижней
ступеньке - Фетюков, на средней - Иван Денисович. Иерархия в лагере более
истинная, чем на воле. "Шакал" Фетюков, приспособленец и халтурщик, там на
машине ездил, большим начальником был. Иван Денисович "там" - серый мужик
с точки зрения начальника. Здесь их уравняла, а затем и перестроила другая
жизнь, где меньше иллюзий, мешающих видеть суть происходящего. Бригада
Тюрина работает на совесть, умело, споро, этим они сопротивляются
несвободе. (Идет кладка стены; тут-то и выясняются настоящие человеческие
ценности. "Кто работу крепко тянет, тот над соседями вроде бригадира
становится".) Одно дело - Кавторанг, который упорно, задыхаясь, таскает
носилки с раствором, и совсем другое дело - Фетюков, который халтуря, по
заветам системы, "носилки наклонит и раствор выхлюпывает, чтоб легче
нести... Костыльнул его Шухов в спину раз: "У, гадская кровь! А директором
был - небось с рабочих требовал?" Эпизод кладки описан так, будто перед
нами вольные рабочие, виртуозы в своём деле. В руках каменщика Шухова всё
живое: "Шлакоблоки не все один в один. Какой с отбитым углом, с помятым
ребром или приливом - сразу Шухов это видит, и видит какой стороной этот
шлакоблок лечь хочет, и видит то место на стене, которое шлакоблок
ждёт".
А когда была закончена работа - Иван Денисович переживает свой "момент
истины", и никто на свете не может ему помешать: "Шухов, хоть там его
сейчас конвой псами трави, отбежал по площадке назад, глянул. Ничего.
Теперь подбежал - и через стенку, слева, справа. Эх, глаз - ватерпас!
Ровно! Ещё рука не старится".
Это законная гордость внутренне свободного человека за дело, которое им
выполнено как надлежит мастеру: "Так устроен Шухов по дурацкому, и за
восемь лет лагерей никак его отучить не могут: всякую вещь и труд жалеет
он, чтоб зря не сгинул". А за работой и всё остальное в Шухове устроилось:
когда день уже позади, Шухов решает перемочься без докторов: "Доктора эти
в бушлат деревянный залечат". Так покончено с надежной на то, что твои
проблемы могут решить другие - доктора ли, начальники... Не решат. За всё
в ответе лишь сам человек.
Отстаивать свободу в каторжном лагере - значит, как можно меньше
зависеть от его режима. Это трудно для открытого и совестливого Шухова.
Крестьянская жизнь, её обычай, заложенный в генах, в душе ли, не дают
герою надеяться на санчасть. Мнимая забота государства о здоровье
лагерника выражена в образе мнимого фельдшера, студента Литинститута.
3. Ещё одна проблема - расточительство народных сил. Молодой
поэт Коля Вдовушкин в лагерной больничке дописывает незаконченные на воле
стихи; крестьянин Шухов восемь лет должен "отмотать" на лесоповале;
художники "пишут для начальства картины бесплатные, а ещё в черед ходят на
развод номера писать." (В том ли назначение художника? "Веленью Божию, о
муза, будь послушна..."); бригадир 104-й "девятнадцать лет сидит"; первый
шуховский бригадир к 1943 году уже двенадцать отсидел; охранникам тоже "не
масло сливочное в такой мороз на вышках топтаться", работяги хоть делом
заняты, а они? Все вместе - они народ! Одни насильственно вырваны из жизни
в годы "сплошной коллективизации", другие из военного потока. Бессрочный,
бесконечный абсурд, через который прошёл наш многострадальный народ, в
деталях представлен на страницах повести.
4. Так возникает проблема нравственного, духовного суда над всем
происходящим. Осознание настоящей человеческой жизни противостоит
чудовищному в своей привычности надругательству над людьми: конвой ведёт
тщательный пересчёт "по головам", "человек - дороже золота. Одной головы
за проволокой недостанет - свою голову туда добавишь". Что может быть
большим издевательством над самим понятием о ценности человека?
5. Невесёлые вести из дома Ивана Денисовича раскрывают проблему
превращения "ВОЛИ" в своего рода "ЗОНУ".
Выясняется, что на воле тоже нет должного порядка, а есть строй,
в сущности мало отличающийся от лагерного. Настоящим делом односельчане не
заняты; в колхозе работать некому. Процветают халтурщики - "красители".
Нелепо, как в лагере. Шухов чувствует себя в лагере душевно более
защищённым, чем на этой непонятной ему воле, где "свободным" приходится
изо дня в день кривить душой и изворачиваться, в то время как лагерник
Шухов "никогда никому не давал и не брал ни с кого и в лагере не
научился". Личное духовное сопротивление, защита человеком бренности
своего внутреннего мира могут противостоять абсурдности духа "воли" или
"зоны". Источник духовной силы герой находит в полезном труде.
6. Работа как противостояние Лагерю. В Шухове сохранился "ген"
трудолюбия, он не может работать, как все поколения его предков, спустя
рукава. Началась работа - и " как вымело все мысли из головы. Ни о чём
Шухов сейчас не вспоминал и не заботился, а только думал - как ему колена
трубные составить и вывести, чтоб не дымило". Шухов может поддакивать,
когда слышит слова Сеньки Клевшина: "Будешь залупаться, пропадёшь". Но
перетолковывает их по - своему: "Это верно. Кряхти да гнись. А упрёшься -
переломишься". Гнуться, чтобы не сломаться, для этого нужно больше силы и
стойкости, чем для того, чтобы упираться.
7. Разложение и распад в самом основании Лагеря: "И здесь
воруют, и в зоне воруют, и ещё раньше на складе воруют. И все те, кто
воруют, киркой сами не вкалывают". Эта зараза, культивирующаяся в недрах
ГУЛАГа, расползается повсюду, давая метастазы далеко за колючую проволоку,
утверждаясь на воле: в производстве, культуре и других областях
жизнедеятельности человека. В лагерной системе, как в зеркале, отражается
политика государства, направленная на лишение самостоятельного мышления и
поведения человека. "По лагерям да тюрьмам отвык Иван Денисович
раскладывать, что на завтра, что через год да чем семью кормить. Обо всём
за него начальство думает - оно, будто, и легче"...
Год за годом шло великое разорение здравого смысла и самого умения
думать.
8. Искусство как источник духовной силы человека.
Люди в Лагере остаются людьми, помогают друг другу освоить науку
выживания, поддерживают, как могут, слабого. Шухов, "закосивший" две миски
каши, с удовлетворением отмечает, что одна из них пошла Кавторангу. "А по
Шухову правильно, что капитану отдали. Придёт пора, и капитан жить
научится, а пока не умеет". В следующем эпизоде разговор идёт о такой же
насущности хлеба духовного.
В прорабской между Цезарем Марковичем, кинорежиссёром, и Х-123,
"каторжанином по приговору, двадцатилетником, жилистым стариком", идёт
спор о фильме Эйзенштейна "Иоанн Грозный". "Кривлянье,- с презрением и
гневом говорит Х-123. -Так много искусства, что уже и не искусство...
Гении не подгоняют трактовку под вкус тиранов..." На возражение Цезаря,
что искусство не "что", а "как", с жаром восклицает: "Нет уж, к чёртовой
матери ваше "как", если оно добрых чувств во мне не пробудит!" Искусство
не может замыкаться от мира людей в свои изыски.
Ещё один эпизод: Цезарь с Петром Михайловичем обсуждают рецензию в
свежей московской "Вечорке" на премьеру Завадского. Чем же она
заинтересовала зэков?
Идёт январь 1951 года. В литературе, на сцене, в кино катится
лакированный шар социалистических будней. Не избежал приукрашивания
действительности и Завадский.
Именно об этом времени писал А. Твардовский в поэме "За далью - даль":
"И всё вокруг мертво и пусто, / И страшно в этой пустоте".
Герои-интеллигенты в повести не увидели в рецензии ложного пафоса. Они
продолжают" ехать мимо жизни".
9. Освобождение от иллюзий ко многим приходит слишком
поздно.
Тюрин рассказывает о своей жизни "без жалости, как не об себе". Он
постиг сущность той системы, которая его, красноармейца, в 30-м году
изгнала "из рядов", преследовала на каждом шагу, настигла и навсегда
упрятала в Лагерь. Он вспоминает ленинградских студенток-практиканток,
приветливо отнесшихся к нему: "едут мимо жизни, семафоры зелёные"...
Горькая и сочувствующая усмешка бывалого зэка, уже свободного от всеобщей
лжи. Одним из главных инструментов освобождения становится правда.
Люди, несущие правду другим, заметны везде и всегда.
Вот старик Ю-81: "изо всех лагерных спин его спина отменна была
прямизною, и за столом казалось, будто он ещё сверх скамейки под себя что
подложил. На голове его голой стричь давно было нечего - волоса все
вылезли от хорошей жизни. Глаза старика не юрлили вслед всему, что
делалось в столовой, а поверх Шухова невидяще упёрлись в своё. Он мерно ел
пустую баланду ложкой деревянной, над щербленной, но не уходил с головой в
миску, как все, а высоко носил ложку ко рту... Лицо его всё вымотано было,
но не до слабости фитиля - инвалида, а до камня тёсаного, тёмного. И по
рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что немного выпадало
ему за все годы отсиживаться придурком. А засело-таки в нём, не
примирится: трёхсотграммовку свою не ложит, как все, на нечистый стол в
росплесках, а - на тряпочку стиранную".
Отличен ото всех старик своей несгибаемой твёрдостью, цельностью,
верностью какой-то идее. Ничего не забыл. Ни от чего не отступился.
10. Духовный спор персонажей повести сопровождает мощь доводов
каждого из незаурядных людей. Лагерь собрал их множество, со своими
голосами и лицами.
Ю-81 отстранился от всех зэков, смотрит на них "поверх", похоже, что
он, ненавидя этот лагерь, увы, живёт в другом. Настоящая
свобода и настоящий человек не совместимы со взглядом, устремлённым в
своё, каким бы стойким он не был.
Алёшка-баптист находит утешение в своём Боге, отдаляясь этим от
большинства атеистов-зэков. Он прав в том, что "молиться надо не о том,
чтобы посылку прислали или чтоб лишняя порция баланды была. Что высоко у
людей, то мерзость перед Богом! Молиться надо о духовном, чтоб господь с
нашего сердца накипь снимал..." Молитвы облегчают жизнь этого
человека, но общую жизнь не облегчат, не "снимут " с неё злую накипь
Лагеря: "В общем, -решил Иван Денисович,- сколько не молись, а сроку не
скинут. Так от звонка и до звонка и досидишь".
Алёшка добрый и отзывчивый человек, но в нём изъян - он принимает
Лагерь и даже по-своему укрепляет его: "Ты радуйся, что ты в тюрьме! Здесь
тебе есть время о душе подумать! На воле твоя последняя вера терниями
заглохнет!".
Эта идея по-своему тоже смотрит "поверх" человека, тоже "невидяще
упёрлась в своё". Многое и разное сошлось в ГУЛАГе.
Именно многоликость и многоголосие Лагеря лишают кого-либо из
персонажей повести права быть полномочным и единственным выразителем
правды о Лагере и о сопротивлении ему человека. Солженицын - художник
эпический. Ему для выражения правды нужны были все голоса вместе взятые,
чтобы быть услышанным.
Глеб Нержин, герой романа "В круге первом", думал, что со временем
люди, прошедшие через лагерь, "облегченно затопчут своё тюремное
прошлое... и даже скажут, что это было разумно, а не безжалостно, - и,
может быть, никто из них не соберется напомнить сегодняшним палачам, что
они делали с человеческими сердцами! Но тем сильнее за всех за них Нержин
чувствовал свой долг и своё призвание. Он знал в себе дотошную способность
никогда не сбиться, никогда не остыть, никогда не забыть".
Таким человеком и написан "Один день Ивана Денисовича".
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
created by Новиков Денис a.k.a. kanzr |