Школы Пермской губернии составляли единое звено общероссийского просвещения, руководствовались определенными правительственными за¬коноположениями. Уровень начального образования в крае, бывший к моменту 1861 года чрезвычайно низким, в 60-х годах еще более понизился в связи с тем, что министерства финансов и государственных имуществ, так же как и частные владельцы горных заводов, не считая себя обязанными расходовать средства на обслуживание вышедшего из крепостной зависимости населения, закрыли часть принадлежавший им школ.
Изменения хозяйственного уклада в пореформенный период, социальные сдвиги, положившие начало новой буржуазной России, выраставшей из кре¬постной эпохи, неизбежно влияли на духовную жизнь общества, в том числе и на систему народного просвещения.
Потребности развивающегося капитализма, подъем общественно-педагогического движения, направленного против сословно-крепостнической системы воспитания, вынудили царское правительство к проведению ряда реформ в области народного просвещения. В 60-е годы были приняты положения о начальных народных училищам, о женских училищах, введен устав гимназий и прогимназий, со всей остротой был поставлен вопрос об учительских кадрах, о развитии методики преподавания. 18 января 1862 года вышел указ, по которому в ведении Синода оставались только училища, учреждаемые духовенством, а на министерство народного просвещения возлагалось учреждение и заведывание народными училищами во всей империи.
14 июля 1864 года утверждено Положение о начальных народных училищах. Цель - объединить управление училищами, состоявшими в разных ведомствах. Его отличие от указа 1828 года в губернские училищные советы вводятся губернатор и епархиальной архиерей, а в уездные - представители всех ведомств, содержащих училища. Председатели избирались самими советами.
Но школьная реформа 1864 года была половинчатой, несла в себе крепостнические черты. Она сохранила ведомственность и сословность народной школы, полное подчинение школьного управления царской администрации. Перед школой ставилась задача воспитывать в народе “религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные знания”. К изучению были определены Закон Божий, чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо, 4 действия арифметики.
Однако реформа 1864 года была шагом вперед в развитии школы. "Положение" допускало к учительскому 'труду женщин, способствовала привлечению к работе в школе людей, имеющих лучшую педагогическую подготовку. Положение о народном училище 1864 года было дополнено законом от 29 мая 1869 года об учреждении во всех земских губерниях России новой должности — инспектор народных училищ. Сначала по одному на губернию. В обширной Пермской губернии также приступил к своим обязанностям инспектор. В его непосредственное ведение поступили все народные училища разных типов: двухклассные министерские, одноклассные заводские, земские и т.д.
Период реформ, был коротким. Специальным рескриптом царя от 13 мая 1866 года министерству народного просвещения предписывалось руководствоваться охранительными началами, быть охранителем религии и существующего строя. С этого времени деятельность министерства народного просвещения все более отличалась строгой бюрократической опекой и недоверием к обществу и учителям. Инспектора народных училищ постепенно стали не столько педагогами - инструкторами училищ, сколько наблюдателями за благонадежностью учителей.
Статья "Положения" не допускала введения в программу школ никаких предметов, кроме Закона Божья, чтения, письма, арифметики, пения и ремесел. С утверждением в 1874 году нового Положения о начальных народных училищах, утверждаются должности директоров народных училищ по одному в губернии, а число инспекторов увеличивается по надобности. Вся Пермская губерния распределяется на 22 инспекторских района (к 1914 году на каждого инспектора в среднем приходилось уже по 109 училищ). О постоянном систематическом контроле не могло быть и речи.
Органом контроля должны были служить, преимущественно, училищные советы. По "Положению” 1874 года заведывание ученной и административной частью народных училищ вверяется, кроме директоров и инспекторов на¬родных училищ, также губернским и училищным советам.
Губернский училищный совет губернский предводитель, директора училищ, представители от министерства народного просвещения, внутренних дел и епархиального ведомства, два представителя от губернского земского собрания.
Уездный училищный совет состоит - уездный предводитель дворянства, инспектор (по одному), представитель министерства народного просвещения, внутренних дел, епархиального ведомства, городского общества и два от уездного земского собрания.
Развитие школы в 80-е годы происходило в условиях правительственной реакции. В 1884 году было издано Положение о церковноприходской школе, по которому она сначала рассматривается, как основная школа сельской местности и была передана духовному ведомству. В этот же период был издан университетский устав 1884 года, печально знаменитый циркуляр "о кухаркиных детях" 1887 года.
Была проведена реорганизация учебных округов. В 1875 году из Казанского был выделен Оренбургский учебный округ. В числе других уральских губерний в него вошла и Пермская. Порвалась прежняя зависимость всех учебных заведений губернии от Казани.
Итак, к концу "19 века сложилась следующая структура системы просвещения:
1) Министерство народного просвещения (в его ведение переданы все училища, за исключением церковноприходских школ и школ грамоты духовного ведомства).
2) Особый ученый комитет при министерстве (педагогические вопросы, программы и методики преподавания).
3) Местные органы — попечители учебных округов, училищные советы, директора и Инспектора народных училищ,
Пермская дирекция народных училищ при деятельном участии всех уездных земств продолжала работу по распространению народного образования в губернии, повышению квалификации учительских кадров.
На учительские должности шли выпускники духовных семинарий. Извест¬но, что Пермское губернское земство по замыслу своего первого председателя управы Д.Д. Смышляева уже в первые годы своей деятельности намеревалось учредить в Перми свою учительскую семинарию для подготовки
учителей народных училищ, но по разным причинам осуществить это удалось только в 1909 году. Дирекция народных училищ пыталась качественно совершенствовать учебное дело посредством съездов народных учителей, которые время от времени проводились в разных городах губернии. Для повышения общеобразовательной и педагогической подготовки учителей ежегодно созывались кратковременные курсы, а также одногодичные и двухгодичные.
Однако сеть педагогических учебных заведений была явно мала и не могла полностью обеспечить школы подготовленными кадрами. По ведомству Министерства народного просвещения учителями и учительницами начальных народных училищ могут быть лица, окончившие курс в ученых заведениях, которым по закону предоставлено право выдавать свидетельство на это звание или же лица, выдержавшие специальное испытание.
Чтобы иметь право преподавать в церковноприходских школах, школах грамоты нужно было помимо образования выдержать специальный экзамен на звание учителя в комиссиях духовного ведомства. Большинства учителей не имело не только педагогического, но и общего образования, необходимого для учительского труда. В Пермской губернии, как и по всей России, положение учителя было незавидным, особенна молодого и неопытного. Материальная необеспеченность, оторванность от культурных центров, моральное и политическое бесправие (только в 1870 году учителя народных училищ освобождаются от рекрутской и других натуральных повинностей) затрудняли повышение квалификации учителя.
В конце 19 века образование губернские учителя, как правило, получали, окончив курс в средних учебных заведениях - 37,5%, а в высших - только 0,05.
Окончивших курс в средних женских учебных заведениях - гимназиях и епархиальных училищах города больше, чем закончивших учебные заведения других категорий. Так складывалась система подготовки учительских кадров.
Количество преподавателей к началу 1901 года в Пермской губернии:
Законоучителей - 794 или 29,5%
учителей – 585 или 21,5%
учительниц – 1330 или 49%.
Количество учебного персонала в училищах губернии (по отчетам земства за 1901 год.) признается достаточным, т.к. на 968 училищ приходится 1915 учителей и учительниц. Более всего учителей в Екатеринбургском уезде – 317, менее всего в Кунгурском – 95.
Приведенные данные показывают, что в деле народного Образования в губернии в основном применяется женский труд. По мнению Раменского учительницы “обладают вполне удовлетворительным общим образованием, все слушали педагогику, дидактику и методику предметов, преподаваемых в начальной школе. Уступая воспитанникам учительских семинарий в практической подготовленности к делу, они обыкновенно превосходят их развитием и образованием, почему после непродолжительного периода практики в педагогической деятельности, становятся не менее полезными в своей области, чем учителя, окончившие курс в учительской семинарии".
Учителей со средним и специальным педагогическим образованием в губернии только 10%, со средним незаконченным, низшим и домашним образованием 54%, в то время как в России учителей и учительниц со средним и специальным педагогическим образованием – 71%.
По некоторым данным, приведенным в литературе, ясно, что большим образовательным цензом преподаватели (или учащие, как их называли в те годы обладают в уездах: Пермском, Екатеринбургском, Оханском, Осинском, Шадринском, Кунгурском и Соликамском, где со специальным и средним образованием в губернии 62%.
Документы и материалы по народному образованию начала 20 века свидетельствуют о том, требования к общеобразовательной и профессиональной подготовке учителей повысились.
В начале 20 века в материальном отношении учителя уже считались достаточно обеспеченными. По сведениями, собранным московским комитетом грамотности из 33 губерний, среднее жалованье равнялось 270 рублей, тогда как в Пермской губернии - 367 рублей; в этом вопросе, благодаря земству, она занимала 2-е место по России.
Но в мирную жизнь с ее проблемами вторгается война. 1914 год не обошел стороной и школы. Учителя призываются на действительную военную службу. Но развитие народного образования не прекращается. Решаются вопросы по замене учителей, ушедших на фронт.
В 1914 году всех служащих в начальных школах дирекции состояло 6711. Из учительниц преобладают окончившие 8 классов женских гимназий - 42%, закончивших средние учебные заведения — 26%; значительный процент учителей имеет специальное педагогическое образование - 44%. Для подготовки учителей Пермская губерния к этому времени располагает тремя учительскими семинариями. В общей массе преподавателей - 76%- учительницы.
После 1914 года почти полностью отсутствует губернская статистика по народному образованию. Поэтому приведем данные, опубликованные не в официальных источниках. В губернии на 1 января 1917 года - 5 учительских семинарий, педагогические курсы при шести высших начальных училищах, при пяти женских гимназиях преобразованы восьмые классы; в 2526 начальных училищах преподают 5493 учителя.
Среди пермских учителей было много хороших специалистов, обладавших глубокими знаниями, незаурядных личностей, интересы которых не замыкались рамками своей учительской деятельности. Большой вклад в развитие народного образования в губернии внес А. П. Раменский. Это был человек высокой культуры, страстный поборник своего дела. В должности директора народных училищ он развернул большую работу по подготовке и введению всеобщего начального образования.
Раменский писал: “Начальное образование не только общее право, но и обязанность каждого человека и должно быть всеобщим… Особенно необходимо привлечь девочек в школу, ибо образовать их - значит образо¬вать школу в каждом семействе... Пока мы медлим приступить к всеобщему обучению, целое поколение вырастут... не полупив даже жалких крох из тех сокровищ (знания), которыми другие с избытком пользуются".
Большой известностью в Пермской губернии пользовались В.К. Семченко, А.А. Залежский. Андрей Александрович Залежский преподавал математику в гимназии, писал стихи и рассказы, смело знакомил пермских гимназистов с запретными творениями А.С. Пушкина, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, хотя знал, что может быть жестоко наказан за непрограммные чтения. Кроме исполнения прямых обязанностей некоторые преподаватели проводили научную и исследовательскую работу. Многие их труды были опубликованы. Например: Дмитриев А.А. — "Пермская старина”, 1889 г.; "Картофельный бунт в России и новый материал к его истории в Пермской губернии", 1882 г. и др.; Семченко В.К. - "Исторический очерк Пермской Мариинской женской гимназии за 25 лет ее существования", 1886 г.; Зверев А.В. - "Сказка, как один из видов детской литературы" , 1890г. и так далее. В эти же годы в Пермской гимназии трудился замечательный педагог, учитель латыни и основатель гимназистской библиотеки И.Д. Веретенников. Делу развития народного образования отдали свои знания и опыт, народные учителя Е.М. Буторина, П. Монохин, А.В. Соловьев и многие другие. В земских школах губернии получили распространение труды прогрессивных педагогов того времени К.Д. Ушинского, И.А. Корфа, Д.И. Тихомирова, Н.Ф. Бунакова.