Потребности капиталистического развития страны и революционный натиск вынудили самодержавие провести в 60-70-х годах 19 века еще ряд буржуазных по своему содержанию реформ, в том числе и земскую. Эти реформы были тесно связаны с отменой крепостного права и являлись как бы продолжением и дополнением ее. Буржуазные реформы 60-70-х годов, в особенности земская, дополняли реформу 1861 года в области административной, объективно давали возможность привести местное хозяйство в соответствие с новыми социальными условиями. Начало реформ было положено законом 1 января 1864 года об организации земских учреждений. В Пермской губернии земские органы были введены в 1870 году. Введение земства с его публичностью заседаний, гласностью отчетов выла целым переворотом в умах общества и особенно простого народа. То, что прежде решалось в тиши канцелярий, теперь впервые предстало перед обществом и сделалось доступным для его обсуждений. Быть может в этом лежит разгадка того высокого нравственного подъема в обществе в 70-X годах 19 века. Без этого воодушевления земству трудно было бы решать те проблемы, которые назрели в обществе. Земские учреждения вводились в двух административно-территориальных единицах: в уезде и в губернии. В Пермскую губернию входило 12 уездов – Пермский, Екатеринбургский, Чердынский, Верхотурский, Камышловский, Осинский, Соликамский, Ирбитский, Шадринский, Кунгурский, Красноуфимский, Оханский. На местное самоуправление возлагались обязанности содействовать развитию торговли, промышленности, народного образования. Земской реформе, после реформы освобождения крестьян, принадлежат наибольшие симпатии общества.
Земства Пермской губернии на первых же порах своего существования признало попечение о народном образовании одной из важнейших своих задач. Необходимо было организовать дело так, чтобы школы приносили действительную пользу и население осознало их необходимость. Разумно и энергично работало земство над выполнением этой задачи. В докладах уездных управ земским собраниям в начале 70-х годов сообщается: "Школ мало, обставлены они бедно, учителя не подготовлены. Учебных пособий недостаточно. Успехи неудовлетворительны".
Поставив перед собой цель "поднять уровень элементарного обучения в скорейшем времени, полагая в основу программы школ стремление к общему развитии, к воспитанию общечеловеческих свойств” земством было намечено решить следующие задачи: "наставниками училищ должны быть лица, обладающие знаниями и достаточной педагогической подготовкой; необходимо, чтобы школы имели приличные и удобные помещения, учебные пособия; устраивать во время летних каникул педагогические съезды учителей при управе; при училищах необходимо, устроить читальни, которые в то же время снабжали бы книжками селян; при управе - библиотеку для самих наставников, чтобы они могли продолжить свое развитие, следить за ходом просвещения и новыми методами преподавания.
Проводя школьную реформу на местах, самодержавие стремилось "отдать" школу в руки духовенства. Но полностью это сделать не удалось, т.к. получив определенные полномочия земства использовали эти возможности для создания разветвленной сети начальный школ в 70-е годы появляются земские школы, открываемые земствами за свой счет.
Школьное наследство, полученное земствами Пермской губернии от дореформенного периода, было не велико. В губернии к 1870 году действовало всего 210 начальных школ, в которых обучалось 9238 учеников. Только 52 школы были более или менее достаточно обеспечены, а 31 церковная школа не имела никаким средств. К 1 сентября 1873 года школ было уже 399.
Земская школа 70-80-х годов 19 века по постановке учебного процесса оказалась значительно лучше школ, министерства народного просвещения и духовного ведомства. Земской школе принадлежало ведущее место в распространении среди населения грамотности.
Общий подъем народного духа в ту эпоху содействовал просветительным стремлениям первых земских собраний, не жалевших средств на народное образование. Если в 1871 году земство израсходовало на образование 6,9% от своего бюджета, то в 1900 — 23%, в сравнении с общероссийским соответственно - 7,6% и 14.5%.
К 1995 году число начальных народных училищ в губернии по сравнению с 1370 годом возросло более чем на 500; количество учащихся с 8597 достигло 58579, школьный бюджет увеличился в 10,5 раз. Средства на содержание вновь открываемых школ, на улучшение существующих, изыскиваются, за немногим исключением, земством.
Затруднительность для земского Бюджет, а открыть достаточное количество нормальных училищ, при расширении с каждым годом спроса на грамотность, заставило земство наряду с одноклассными и двухклассными училищами открывать и поддерживать школы грамотности.
Распространение этих упрошенных и дешевых школ начинается с 1882 года. Расходы по устройству помещений в сельской местности возлагались на сельские общества, а все прочие расходы по организации училищ земство принимало на себя.
Уже в 1900 году расходы земства на Образование по губернии составили 1145799, 5 рублей, в том числе на: жалованье учителям, содержание школьных помещений, покупка пособий, расходы по подготовке учительского персонала, награды и пособия учителям и учащимся, стипендии в высших, средних и начальных народных учебных заведениях, содержание библиотек и т. д. Органами земств в заведывании хозяйственной стороной училищ, частью и учебно-воспитательной, служили попечители и попечительницы училищ (священники, заводоуправители, купцы, врачи и др.). Важное значение попечители имели как посредники между школой и обществом, а также они оказывали специальные услуги земским училищам (составление смет, санитарный надзор и т.д.).
В 1877 году учреждаются особые инспекции за счет земств. Назначение инспекторов за счет земств имеет большое значение в деле народного образования. Благодаря этой мере повышается эффективность преподавательской деятельности, т.к. земские собрания из отчетов инспекторов имеют возможность своевременно узнать о нуждах училищ.
Ни в одном вопросе не было такой солидарности между уездными земствами, как в вопросах касающихся учительского персонала. Первые шаги деятельности земства по улучшению и развитию образования — увольнение из училищ лиц, оказавшихся непригодными педагогами. На их место планировалось назначить людей со специальной педагогической подготовкой, на обязанности священника оставалось только преподавание Закона Божья. Земство стало усиленно приглашать на службу в училища воспитанников учительских семинарий не только ближних, как Казанской и Благовещенской (т.к. своей пока не было), а даже из Санкт-Петербурга. К 1896 году приглашенных преподавателей было 164 из общего количества 568 учителей. Большинство учительниц в земских училищах воспитанницы Пермской и Екатеринбургской женских гимназий. Из средств земства к учительским окладам устанавливались надбавки, вознаграждения и т.д.
Для самообразования учителей земство выписывало периодические специальные педагогические издания, сочинения Ушинского и т.д., а на педагогических съездах, организуемых также земствами, вырабатывались программы обучения, устранялось также нежелательное явление, как разнообразие в учебниках и приемах преподавания.
Земская школа была лучше обеспечена материально. По данным статистики 1880 года на одно земское училище в пермской губернии было затрачено в год 587 рублей (9 рублей 30 копеек на одного учащегося). Для сравнения: к Оренбургской губернии, где земств не было, эти расходы составили 133 рубля на одно училище и 3 рубля на одного учащегося. На земские средства существовали также сельскохозяйственные и ремесленные классы.
То обстоятельство, что в земских училищах обучалась сравнительно небольшая часть детей школьного возраста, а многие совсем оставались без обучения, побуждало земских деятелей принимать меры к привлечению детей в училища (например: денежные субсидии родителям; если в семье 2 и более мальчиков, то одного непременно направляли в школу и т.д.).
В первые годы земской деятельности снабжение училищ учебниками шло медленно и далеко не соответствовало выяснившимся нуждам училищ. Со второй половины 70-х годов заведование выпиской учебных пособий для училищ во всех уездах приняли на себя земские управы. В выборе учебников и руководств управы следовали указаниям инспекторов и училищных советов, количество учебных пособий определяли по заявлениям учительского персонала, сообразуясь с отпущенным кредитом. Оханское земство в 1874 году, Ирбитское и Камышловское в 1882-1883 годах привлекали учителей на учительских съездах, курсах к участию в составлении каталогов учёбных пособий для училищ. Соображения и указания учителей учитывались, при выпуске каталогов.
В 1895 году директором народных училищ был поднят вопрос о всеобщем обучении. Несмотря на все старания, земство не могло за несколько десятилетий осуществить всеобщее образование, даже в объеме 3-х летней школы.
Вообще за 30-летний период до начала 20 века Пермское земство много сделало для развития народного образования. Под этим подразумевается не только школьное образование, но и совокупность всей просветительных средств: народные библиотеки, воскресные школы, вечерние классы, народные чтения. Как наглядный итог деятельности Пермского земства в конце 19 века - начале 20 века можно привести следующие данные: всех начальных училищ к началу 1901 года в губернии стало 1011, к 1 января 1914 года - 2221, к 1 января 1915 года - 2387.
Главной заслугой земства является то, что оно значительно расширило сеть народных начальных училищ, упорядочило и сделало для всех до¬ступной школу, бывшей до этого времени больше на бумаге, а также ввело в школу азбуку. Предметные уроки, звуковой метод обучения грамоте (метод Корфа, Ушинского, Золотова), запретило в школе телесные наказания. 3емство путем широкого распространения народного образования успело сблизить народ со школой, уничтожить в корне отчуждение и боязнь школы, которые существовали в народе прежде.