Уровень народного образования в губернии к моменту проведения реформ был чрезвычайно низким (среди призывников 1867 г. неграмотных было 93%). Начальные училища ютились в убогих лачугах, бывших банях, прачечных и церковных сторожках. Содержание программ и методика преподавания были крайне несовершенны.
По положению о начальных народных училищах 1864 г. основными типами массовых школ сохранялись приходские и начальные училища министерства народного просвещения (содержащиеся за счет местных обществ и частично за счет казны и пожертвований частных лиц), школы министерства внутрен¬них дел, удельного и горного ведомств, церковноприходские (открываемые духовенством), воскресные школы - все эти учреждения имели одно название – “начальные народные училища”. Одноклассные училища, в которых учебный курс продолжался 3 года - это первая ступень начального образования (Закон Божий, церковно-славянская грамота, русский язык, чистописание, арифметика, немного истории и географии). Вторая ступень - двухклассные училища. Первый класс в них по курсу равняется одноклассным училищам, а второй класс составляет дополнительный курс к начальному обучению. Здесь история и география России проходится уже систематически, затем - естествоведение (естествознание), 2-я часть арифметики, основы геометрии и черчения, расширяется курс Закона Божья и русского языка, чтения. Одним из предметов было церковное пение. Почти во всех училищах губернии дети учатся пению, но церковные хоры организованы при немногих училищах.
Из отрывочных сведений, встречающихся в земских журналах, можно заключить, что наиболее распространенными учебниками в 70-х годах 19 века были: по Закону Божью - книжки Чельцова, Базарова, по родному языку "Родное Слово", книги Паульсена, Корфа, Водовозова; по арифметике -учебники Воленса, Леве, а затем Евтушевского; задачники, методика последнего царили в школах до половины 80-х годов. В последующие годы "Родное Слово" стало вытесняться из народных училищ.
В 90-х годах общераспространенными в училищах Пермской губернии учебниками стали: по Закону Божью книги Соколова и Агафодора (Преображенского), по родному языку — книжки Баранова, Бунакова, частью Пуцыковича, Д. Тихомирова; по церковно-славянскому языку - книжка Грушевского, словарь Михайловского, по арифметике - задачники Вишневского, Лубенца, Гольдвенберга; методические руководства Шохор-Троцкого, Мартынова и авторов названных задачников; по чистописанию - прописи Гербача. Все одноклассные начальные училища работают по одной программе, утвержденной министерством народного просвещения. Помимо этого, преподаватели начальных училищ Пермской губернии пользуются трудами съезда инспе¬кторов народных училищ Пермской губернии и инструкцией для этих училищ, которая охватывает все стороны школьной жизни, проект которой разработан директором народных училищ Раменским. В объяснительной записке к программе по русскому языку для двухклассный народных училищ, выработанной на съезде инспекторов народных училищ Пермской губернии, говорилось: "…преподавание отечественного языка преследует две цели: с одной стороны имеется в виду научить детей излагать свои мысли устно и письменно, а с другой приохотить учеников к толковому самостоя¬тельному чтению хороших сочинений как популярно—научных, так и по изящной словесности, преимущественно родной”.
Развитие капитализма требовало лучшей образовательной подготовки, повышало стремление к образовании все более низких слоев населения.
Сеть школ стала расти значительно быстрее с утверждением "Положения" 1864 года, но все-таки начальных учебных заведений в губернии было не достаточно. Чтобы улучшить положение разрешалось (на основании Указа Государственного Совета ст. 19 Февраля 1868 года) открывать частные школы и пансионы в больших городах губернии: Екатеринбурге и Перми. В 1875 году разрешено открыть частное училище в Екатеринбурге коллежскому асессору Каменскому, в 1878 году открыто частное училище 2-ого разряда Павловым, а в Перми с начала 1877 года открывается училище 2-го разряда чиновницей Гроздовой, с 1880 года по 1887 год существовало частное училище 3-го разряда Гасабова. Все частные учебные заведения 3-го разряда, за исключением Кунгурской школы при сиротском доме Грибушина, носящей благотворительный характер, преследуют цели материальные, служа подготовительными классами для поступления в младшие классы средних учебных заведений. Но частные училища так и не смогли восполнить недостатка в начальных учебных заведениях - они быстро закрывались, т.к. обучение здесь было дорого.
31.05.1872 года опубликовано "Положение о городских училищах". При них разрешалось открывать ремесленные классы, воскресные и вечерние школы для взрослых, а в 1876 году училищам дано право проводить испытания на звание учителя начальных классов. Часть учащихся могла получить образование в сельских двухклассных училищах. Оба эти типа училищ имели тупиковый характер, т.к. окончившие их не имели права поступать в средние учебные заведения. Обучение в них было платным. Городские училища содержались на совместные средства городов и уездных земств, сельские одни на совместные средства земства и сельских обществ, или - казны, земства и общества, другие - исключительно на земские средства. В зависимости от этого в разных уездах губернии развитие, начального образования было на разном уровне. Например, в 1870 году в Екатеринбургском уезде было 51 училище, где обучалось 1936 мальчиков и 455 девочек, в Ирбитском уезде - 7 училищ и 11 школ грамотности, где учащихся было 628 человек.
Одноклассная школа, при ограниченности своего курса, не могла дать своим питомцам достаточного общего развития и даже таких навыков в письме и счете, какие необходимы, например, для таких должностей, как волостной старшина, писарь и т.д. Тем более оказался недостаточен курс одноклассной школы для запросов заводского населения, где нужны были для заводских контор счетчики, чертежники и прочие.
С изданием инструкции для двух классных сельских училищ (1875 г.) министерства народного просвещения, начали открываться двухклассные училища и преобразовываться из одноклассных на средства земств, при помощи казны и сельских обществ. В 1880 году этих училищ в губернии было уже 30, в 1890 - 35,1895 - 51, к 1901 году - 64. Наряду с двухклассными училищами увеличивалось число и однокласcных. В 1880 году - 537, в 1895 году - 673. С изданием в 1884 году Положения о церковно-приходской школе, количество их стало заметно расти, но они были самыми бедными по уровню преподавания. Например, в Пермском уезде губернии в 1894 году учебники распределялись строго по ведомости, причем на 11 церковно-приходских школ приходилось: 1 учебник чистописания, 15 азбук, 30 прописей (из 703 поступивших книг), остальные — религиозные.
В Перми также получили распространение церковно-приходские школы. К концу 19 века в городе действовало 8 церковноприходских школ, 3-х классное епархиальное училище, открытое в 1891 году. В приходских училищах и церковно-приходских школах преподавались чтение, чистописание, первые 4 действия арифметики, священная история, сокращенный катехизис. В церковно-приходских школах больше внимания уделялось на преподавание священного писания.p> Количество школ в губернии за 2-ю половину 19 века вновь значительно выросло, увеличилось и количество учащихся. В губернии число начальных училищ (русских) с 248 в 1871 году увеличилось до 1011 в 1901 году. Число окончивших курс в 1870 году 395 учеников, в 1900 году — 10806 учеников. Но этот рост по сравнению с потребностями был ничтожно малым. Подавляющая масса населения, особенно сельского, оставалась неграмотной. В 1897 году в Пермской губернии грамотных было 19,2 % населения (28 место среди 50 губерний России). В среднем по России (данные 1898 года) окончило курс в народных одноклассных сельских училищах 9,9 % (к общему числу учащихся), городских - 11,8 %, в Пермской губернии (с 1870 - 1900 гг.) - 13 %. Главной причиной выхода учащихся из училищ является не отсутствие способностей, а экономические условия жизни крестьянства, которое составляет основную массу учащихся начальных народных училищ. Дети школьного возраста уже помощники в семье, их некем заменить. Но и Бедняки чувствуют потребность в грамотности и отдают детей в школу хотя бы на непродолжительное время, пока они научатся читать, писать, немного считать и познакомятся с христианским вероучением.
Учащимся, окончившим курс в начальных народных училищах министерства просвещения и в церковно-приходских школах духовного ведомства, выдавались свидетельства и предоставлялись льготы по отбыванию воинской повинности. Для учеников, приходящих в училище из других селений, были организованы общежития и ночлежные комнаты. Земство выделяло средства на питание и содержание общежитий. В каждом уезде имеются те или другие учреждения для проживания учащихся. К январю 1901 года в губернии существует 210 таких учреждений.
Местные уездные учреждения (земства, общества и др.) относились к делу народного образования со вниманием, благодаря чему число начальных училищ ежегодно увеличивается, обстановка и материальное положение постепенно улучшается. Ежегодно увеличиваются расходы на образование со стороны земства и сельских обществ. В селах собирались сходы "выборных жителей" от определенного количества домов, на которых принимался “общественный приговор” о решении открыть школу и взять на свое "содержание помещение, освещение, отопление, сторожа". Несмотря на все старания земства, народные школы все же находились в очень тяжелом материальном положении. Большинство их размещалось в “наемных квартирах”, нередко представляющих собой обыкновенные крестьянские избы. В Пермской губернии, где земства уделяли сравнительно большое внимание строительству школьных зданий, только 40% из них удовлетворяли предъявленным требованиям, общая кубатура классных помещений в губернии была почти вполовину меньше установленной санитарными нормами. Школы были недостаточно обеспечены учебниками, наглядными пособиями и др.
Главным препятствием к достижению общедоступности обучения путем постепенного открытия начальных школ является недостаток местных средств. Другие причины: теснота школьных помещений, недостаток общежитий, приютов для приходящих учеников, малое количество женских училищ, о чем докладывали в своих отчетах штатные смотрители и инспектора народных училищ. Отказать же в приеме на учение не всегда можно, т.к. школа дает ребенку, совсем другой мир: новые знания, дружба с другими детьми и т.д. Неудовлетворительность помещений неблагоприятно отражается на состоянии учебно-воспитательного дела, даже в том училище, где преподаватель опытный и усердный человек.
Большинство детей поступает в школу 8 лет. На съезде инспекторов в 1397 году большинством уездных земств принят школьный возраст 8, 9, 10 и 11 лет, причем для русского населения принята 3 возрастные группы, инородческих – 4. Из документов и таблиц можно видеть, что потребность в образовании девочек все более сказывается почти во всех местностях, где есть школы, и если девочек меньше в училищах, то только потому, что в смешанные училища, которых в губернии большинство, принимают сначала мальчиков, а девочек в том случае, если есть место. Училища в Пермской губернии сильно переполнены, поэтому для девочек остается слишком мало места, а женских училищ незначительное количество. Тем не менее, из этой же таблицы видно, что рост учащихся девочек в народных училищах идет весьма быстро (1870 год - 1229 человек, 1900 год - 21270 человек) за исключением некоторых лет.
Наряду с распространением грамотности обращается серьезное внимание на распространение среди населения ремесленных и профессиональных знаний, сельскохозяйственных, а так же на внешкольное образование народа. Для распространения среди населения технических знаний, отсутствие которых неблагоприятно отражалось на экономическом состоянии уездного населения земства Пермской губернии организовали при училищах ремесленные классы (столярные, токарные, сапожные и др.). Об организации ремесленных классов в период их наибольшего развития (70-е годы) сохранилось мало сведений.
Учащимися ремесленных классов были ученики училищ, при которых находились классы. Затем стали приниматься и посторонние лица, с назначением им денежных субсидий. Чтобы удержать при ремесленных классах учеников Верхотурское земство, например, разрешило выдавать наиболее успевающим определенный процент выручки за изделия мастерских. К 1897 году при 32-х начальных училищах существуют ремесленные классы. При 3-х городских училищах - ремесленные классы по столярному делу. Ремесленные классы имели значение главным образом для крестьянства, где развитие ремесел было на низком уровне и зимой крестьянин мог посвятить себя учебе. На начала ,1901 года организованы особые сельскохозяйственные отделения при народных училищах почти во всех уездах губернии: Пермском, Осинском, Шадринском, Камышловском и др.
Народное образование не ограничивается одним школьным возрастом. Принимаются меры к распространению образования среди взрослого насе¬ления. Благодаря просветительным средствам - чтениям со световыми картинами, народным библиотекам и читальням, повторительным классам, воскресным школам — народ имеет возможность пополнить свои знания на месте своего жительства, не отрываясь от своей обычной трудовой жизни.
В деле распространения образования в народной массе весьма видное место, занимали народные чтения. К 1901 году существует около 200 пунк¬тов, где устраиваются народные чтения, в селах почти исключительна при училищах. Народные чтения являются одним из главных средств сообщения полезных сведений и развития взрослого населения, являясь связующим звеном семьи и школы. Учитель является почти единственным деятелем в этом отношении.
Воскресные школы для взрослых, как и для малолетних, не имеющих возможность посещать нормальные начальные училища, появлялись в России в конце 1850-х годов. В Пермской губернии первым Осинское земство (1875 год), затем Шадринское (1881 год) постановили открывать воскресно-повторительные классы для взрослых. Всего в губернии к 1901 году их было 32, однако в половине уездов они отсутствовали.
Народные публичные Библиотеки при начальных училищах начали откры¬ваться с 80-х годов 19 века. Сеть общедоступных библиотек в губернии начинает расширяться, главным образом, за счет Библиотек, открытых общественными организациями и частными лицами. Существовавшую в Перми еще в дореформенный период библиотеку в 1863 году преобразовали в общественную. В городах губернии появились бесплатные библиотеки-читальни, которые посещались мелкими служащими, рабочими и учащимися. Библиотеки-читальни стали возникать и в селах. Так, например, в 1887 году земством были открыты народные библиотеки в селах Б.Сосновском, Карагайском и Частинском Оханского уезда. В 1897 году в Пермской губернии насчитывалось уже 211 народных библиотек, созданных на средства земства, а к 1901 году в губернии при училищах было 198 библиотек и вне их – 200. Библиотеки составляются из разнообразных отделов: религиозно-нравственный, исторический, географический, книги по медицине, гигиене, сельскому хозяйству и проч. Недостаток большинства библиотек заключается в отсутствии периодических современных изданий, спрос на которые предъявляется всюду среди грамотного населения. Заведывание народными библиотеками при училищах вверяется учительскому персоналу. Народные Библиотеки и народные чтения пользовались симпатиями населения. С целью распространения среди сельского населения полезных книг земства устраивали при училищах книжные склады для продажи населению книг. Устраивали бесплатную раздачу книг. Первые склады были открыты Соликамским и Шадринским земствами. Итак, к началу 20 века в Пермской губернии для получения начального Образования существовало 2210 учебных заведений всех ведомств; в том числе одноклассных - 1028, ремесленных училищ и школ ремесленных учеников – 6, школе епорхиальных ведомств – 923 и т.д. Таким образом, в народном просвещении в губернии в пореформенный период были достигнуты определенные успехи и народное образование поднялось на новую ступень развития.