Народное образование в Пермской губернии конца 19 века

Вступление страны в период монополистического капитализма, особенности общественного развития Пермской губернии получили свое отражение в системе народного образования нашего края. Определенное влияние на развитие школы оказали события первой русской революции. Положительным итогом борьбы за решение просветительских задач был рост числа светских школ на Урале. Этот процесс особенно характерен для промышленно развитой Пермской губернии, где из 603 школ, открытых с 1906 по 1911 годы, 567 было светских. На 01.01.1906 года в Пермской дирекции народных училищ для начального образования действуют 17 городских и 1062 одноклассных народных училищ. Из отчета дирекции за 1905 год видно, что одно начальное народное училище (министерства народного просвещения или духовного ведомства) приходится на 147 кв. верст и обслуживает район с населением, приблизительно, в 1509 человек. Ежегодно в Пермской губернии на местные средства открывается от 35 до 60 начальных училищ.

Но все-таки школ было недостаточно. Главным препятствием к достижению общедоступности обучения является недостаток местных средств для открытия новых школ, а также теснота школьных помещений, отсутствие при большинстве из них общежитий и ночлежных приютов для приходящих учеников и т.д. Школы оставались необеспеченными материально. Благодаря бесплатному отпуску леса из казны и единовременным пособиям количество специально отстроенных школьных зданий постепенно увеличивается: к 1911 году 57% школ имели собственное здание. Например, в Перми в собственных зданиях находятся Екатерино-Петровское четырехклассное училище, Александровское и Ольгинское училища и др. По данным переписи 1911 года в Пермской губернии училась лишь треть детей школьного возраста.

Обучение проводилось по программе, принятой в 1897 году министерством народного просвещения. В 1911 году на съезде инспекторов Пермской губернии принимается новая, более расширенная программа обучения (природоведение, география, история, рисование и рукоделие).

В годы первой мировой войны состояние народного образования ухудшилось из-за ограничения материальных средств, понижения качества контингента учителей, усугубления общего бедственного положения народа. В 1914 году сокращается число учащихся – мальчики задержаны из-за позднего окончания полевых работ, девочки оставлены дома вследствие обильного урожая льна в губернии.
Несмотря на неблагоприятные условия военного времени администрацией Оренбургского учебного округа и Пермской дирекцией народных училищ предпринимаются все возможные меры для уменьшения последствий войны. Издавались распоряжения о том, что в случае закрытия учебного заведения дети “без всяких препятствий принимались в соответствующие классы однородных учебных заведений тех городов, где поселятся их родители”, если помещение училища занято под госпиталь, то “принимать меры к устройству занятий в наемных помещениях, по крайней мере для старших классов”, сокращалась или совсем не бралась плата с учащихся, отцы которых призваны на военную службу. Предпринятые шаги в деле развития народного образования в этот период принесли положительные результаты. В 1914 году из 333 тыс. детей школьного возраста в начальной школе училось 59%. Если на 01.01.1914 года Пермская дирекция насчитывала 2261 училищ, то к 01.01.1915 года – 2387 училищ. Одно училище приходится на 1180 жителей и на 111 детей школьного возраста. Некоторые успехи были достигнуты в распространении грамотности среди нерусских народностей края. На 01.01.1915 года в Пермской губернии было 185 инородческих школ.

Усилиями земств и культурно-просветительных обществ было создано значительное число воскресных школ и курсов для взрослых. К 1914 году они были организованы при 127 училищах Пермской губернии; по сравнению с 1896 годом количество слушателей в них увеличилось почти в 90 раз.

Дальнейшее развитие получило среднее образование. В первое десятилетие 20 века открываются мужские гимназии в Иврите, Перми, Камышлове. В сентябре 1909 года в Перми преобразована в гимназию мужская частная прогимназия. В Верхнеуральске, Кунгуре, Осе, Оханске, Чердыни, Шадринске – реальные училища.

Рост сети начальных школ увеличил потребности в учителях. Вопрос об открытии в Пермской губернии учительской семинарии поднимался еще в конце 19 века. Наконец, 20.09.1909 года в Перми открывается женская учительская семинария. Занимает она верхний этаж дома, арендованного у купцов Боброва и Гаврилова. На начало 1915 года учителей готовили Пермская, Ирбитская, Шадринская учительские семинарии. В Екатеринбурге начинает действовать учительский институт.

Значительно выросло число женских средних учебных заведений. В 1906 году Чердынская женская прогимназия с открытием в ней седьмого класса преобразована в гимназию. Обучение проводится уже по полной министерской программе, с уточнениями и дополнениями по решению педагогического совета. В сентябре 1907 года Пермская прогимназия была переименована в женскую семиклассную гимназию имени императора Александра II. Для восьмых педагогических классов женских гимназий вводится специальная краткая программа с последующей сдачей; экзаменов за пройденный курс.

При городских училищах 'Красноуфимска, Перми, Шадринска и других городов губернии были организованы постоянно действующие педагогические курсы. Подготовка народных учителей в сравнении с прошлым веком значительно улучшилась. По данным переписи 1911 года 24,7% учителей и 8,3 % учительниц имели среднее педагогическое образование, около 50 % учительниц окончили гимназии или епархиальный училища.

По мере развития капитализма возрастал спрос на подготовленных и грамотных специалистов для промышленности, сельского хозяйства, торговли, местного управления. Правительство давало разрешение на открытие специальных учебных заведений лишь при условии полного или частичного их финансирования общественными организациями или частными лицами. В Красноуфимске действовало промышленное училище, при Пермском реальном училище -горнозаводское отделение, где обучение проводилось по специально разработанной по всем предметам программе. В 1902 году были открыты художественно-промышленная школа и учебная мастерская по камнерезному делу в Екатеринбурге. В Перми, Екатеринбурге открываются торговые школы, которые готовили бухгалтеров, счетных работников, приказчиков. Выросла сеть училищ по подготовке специалистов сельского хозяйства. В 1902 году в Перми были открыты первые на Урале учебные заведения, дававшие среднее музыкальное образование, музыкальные классы Пермского отделения русского музыкального общества и музыкально—драматическая школа М и Л. Басовых—Гольтберг.

В 1914 году в Перми открывается восьмиклассное коммерческое училище, учрежденное по инициативе Пермского купеческого общества. В соответствии с Уставом оно принадлежит к разряду средних учебных заведений. В 1916 году в Очере открывается подобное учебное заведение, учрежденное Оханским уездным земством. Итак к 1916 году в Пермской губернии было около 60 разных средних учебных заведений, число учащихся, как показывает статистика, уже к 1915 году составляло 5,9% населения. Таким образом, в начале 20 века просвещение в Пермской губернии получило большое развитие, и все же высшего учебного заведения в губернии все еще не было.

Лишь накануне первой мировой войны 3 июля 1914 года было принято решение об основании в Екатеринбурге горного института, однако открытие его состоялось лишь в октябре 1917 года.

В 1915 году Юрьевский университет оказался в опасной близости к военным действиям, встал вопрос об эвакуации. Началась борьба городов и отдельных районов России за право разместить на своей территории этот университет. Среди претендентов были следующие города: Нижний Новгород, Тамбов, Екатеринослав, Уфа, Екатеринбург и Пермь. С ходатайством об эвакуации, а также о возможности в дальнейшем постоянного размещения университета в Перми в Петроград были делегированы почетный гражданин Перми Н. В. Мешков и председатель Пермской губернской земской управы Е. Д. Калугин. Совету профессоров Юрьевского университета были предоставлены данные об условиях размещения этого учебного заведения в Перми; "помимо ассигнований город предоставляет университету здания, необходимый участок земли, берет на себя, связанные с переводом университета расходы и т.д.". Несмотря на мнение некоторых профессоров (противников перевода Университета) что, "Пермь не имеет будущего. Заводить университет в Перми только для того, чтобы поднять значение падающего города, вряд ли целесообразно", несколько факультетов все же было эвакуировано, но после окончания войны в Перми они не остались.
К этому времени в России назрела необходимость обеспечить возможность поступления в университет всем желающим. Возник вопрос о создании нового университета, местом для которого была избрана Пермь как географический центр обширного района, имеющего разветвленную сеть средних и начальных учебных заведений.

"Пермский край представляет из себя богатейшую и непочатую почву для приложения к ней научной работы. Его неисчерпаемые богатства еще не выявлены и не освещены научно. Поразительно разнообразный этнографический состав населения ждет серьезных научных исследований. Его богатое историческое прошлое… тесно связано с общей историей государства. В отношении археологии репутация Пермского края уже давно прочно установилась… Краю нужны деятели, которых сможет дать только университет. Нужны врачи, юристы, учителя для средних школ. Нужны местные люди, которых может дать "свой” университет и у которых будет крепка связь с родным краем".

Первоначально было создано Пермское отделение императорского Петроградского университета, торжественное открытие которого состоялось 1(14)октября 1916 года в храме Мариинской женской гимназии. Пермское отделение имело в своем составе три факультета; историко-филологический, юридический, физико-математический. По действующему уставу Пермское отделение в течение 1916—1917 годов находилось под общим руководством Совета, Правления Факультетов и ректора Петроградского университета. В 1917 году комиссией по реформе высших учебных заведений при Министерстве народного просвещения было решено "учредить в городе Перми с 1 июля 1917 года университет в составе четырех факультетов: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский". Таким образом, только в 1917 году появляется первый на Урале университет.


Предыдущая | Главная | Следующая
Яндекс.Реклама