Среднее и профессиональное образование.

Преобразования в хозяйстве и общественной жизни страны требовали подготовленных и грамотных людей. Назрела необходимость в качественном и количественном изменении всей системы народного образования. Реформы в области народного просвещения, начатые в 60-е годы, в целом носили прогрессивный характер, т.к. пришли на смену реакционным школьным уставам и способствовали развитию среднего образования.

К началу пореформенного периода в губерний имелось 2 мужских гимназии - в Екатеринбурге (открыта 28 октября 1861 г) и Перми. Число учащихся в них было незначительным и росло очень медленно. Например (по имеющимся статистическим данным), в Пермской гимназии даже в период с 1885 — 1895. г.г. число учащихся увеличилась всего с 345 до 361 человека. Сравнительно либеральный устав 1864 года формально разрешил принимать в классические гимназии детей всех сословий, “без различия званий и вероисповедания", но фактически доступ в гимназии детям на высших сословий закрывала высокая плата за обучение. Большинство учащихся составляли дети привилегированных сословий. Дети дворян составляли (на период с 1875-1900г.г.) в Пермской гимназии – 60%, Екатеринбургской - 54 % всех учащихся.

В августе 1871 года Пермская гимназия была преобразована в классическую с двумя древними языками. В связи с этим был открыт приготовительный класс, где обучали письму и чтению на иностранных языках для основательной подготовки детей в гимназию, что было важно особенно для жителей отдаленных местностей (Чердынский, Соликамский и другие уезды). Занятия проводились по министерским программам, куда входили следующие предметы: Закон Божий, русский язык и словесность, древние языки (латинский, греческий), математика, физика, история, география, французский, немецкий языки, рисование и др. Гимназии давали недостаточные, знания в области точных наук. Особенно ухудшилась постановка преподавания в них после введения устава 1871 г., выдвигавшего в качестве основной цели обучения выработку "дисциплины юношества в духе религии, уважения к правам собственности и соблюдения коренных начал существующего порядка в гимназиях был введен учебный план, увеличивавший количество часов на изучение религиозных дисциплин и древних языков за счет изъятия из ученых программ естествознания, сокращения отечественной и древней истерии”. Классическая мужская гимназия признавалась единственной полноценной общеобразовательной средней школой.

Устав и учебные программы 1871 г. действовали 18 лет. За этот период приобретен некоторый опыт в педагогике, изменились: взгляды на цели и методы преподавания, обнаружилась односторонность распоряжений министерства народного просвещения по учебной части и т.д. 20 июня 1890 г. утверждается новая программа и рекомендуемые учебные пособия. 1 августа 1900 г. за N 20087 следует циркуляр министерства просвещения "О составлении преподавателями подробных программ преподавания учеб¬ных предметов", в котором говорится, что задача преподавателя "состоит в том, чтобы наполнить ум ученика возможно большим количеством сведений, и в том, чтобы приучить его работать сознательно, ответственно, и настойчиво".

Под влиянием общественного движения сознание необходимости женского образования все шире распространяется в обществе. После издания в 1860 году "Положения о женских училищах” увеличивается сеть женским учебных заведений, цель которых "сообщить ученицам то образование, которого должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей супруги и матери семейства". На основании этого положения в губернии открываются женские училища в Екатеринбурге, Ирбите. 28 декабря 1860г. в Перми открыто Мариинское женское училище 1 разр. Наимено¬вание "Мариинское" училище получило в честь императрицы Марии Федоровны. Курс обучения был разделен на 5 классов. Подготовка поступающих была очень слабой, поэтому в 1864 году открывается еще один - подготовительный класс. В 1860 году в училище было 57 учениц от 8 до 16 лет (приняли всех желающих). В последующие годы численность учащихся увеличивается. В основном это были дочери дворян, купцов, чиновников (в 1861 году из 57 поступивших их - 44). К 1900 году из 786 воспитанниц 369 составляли дети дворян и чиновников, 330 - купцов и мещан, 64 - сельского сословия. В училище изучались следующие предметы: Закон Божий, русский язык и словесность, всеобщая и русская история, математика, физика, география, музыка, французский язык. Министерство народного просвещения довольно долго не выделяло средств на это училище, и преподаватели мужской гимназии вместе с ее директором И.Ф. Грацинским обучали девочек бесплатно. Первое время училище существовало на частные средства. В последующие годы на его содержания взимался взнос с крупных землевладельцев. Материальное положение несколько улучшилось, но долго не было библиотеки, учебных пособий. В жизни Пермской Мариинской женской гимназии различается два периода - училищный и гимназический, которые отличаются как по своей программе, так и по результатам.

На основании Положения о женских гимназиях и прогимназиях, утвержденного 24 мая 1870 года, Пермское Мариинское женское училище в 1871г. преобразовано в гимназию, с открытием в ней седьмого класса. С увеличением продолжительности курса усилены требования к оканчивающим гимназию и обучение уже проводится по министерской программе, чтобы приравнять среднее женское обучение к мужскому и дать возможность воспитанницам в дальнейшем продолжить учебу в высших учебных заведениях. В 1873 году при Пермской гимназии учреждается дополнительный восьмой класс, педагогический, для подготовки учащихся к деятельности учительниц. В соответствии с новым статусом изменилась и программа: введены уроки латинского, английского, греческого языков, педагогика, дидактика, наглядное обучение. Преобразование училищ в гимназии, выработка инструкций о предметах преподавания проводились комиссией директоров Казанского учебного округа под председательством попечителя округа. Подробной инструкции (как у начальных училищ) для женских гимназий разработано не было. Вопросы учебно-воспитательной и организационной работы гимназии, составление годовых планов и т.д. решали попечительский и педагогический советы. Нравственное воспитание считалось в гимназии главной задачей, которую решали в основном классные надзирательницы. Они же посещали гимназисток на дому. На посещение театра и других общественных собраний воспитанницы должны были просить разрешения у начальницы гимназии. Но в самом духе того времени, проникнутого еще не исчезнувшими идеалами демократических реформ было многое, что помогало администрации гимназии избегать сухого формализма по отношению к воспитанницам. В 1885 году вводится награждение лучших учениц книгами и похвальными листами, отлично оканчивающим седьмой класс вручались золотые и серебряные медали, организовывались ученические экскурсии, летние дачи (через попечительный совет), устраивались литературно-музыкальные вечера.

“Гимназии, имея своими основными предметами оба древние классические языка и затем математику, дают общее образование в направлении теоретическом и снабжают учащиеся юношество всеми знаниями, необходимыми для дальнейшего научного образования” В восьмидесятых годах в Перми, Чердыни и других городах губернии открываются прогимназии. Преподавание ведется в соответствии с программой для средних учебных заведений. Курс обучения – четыре года. Ввиду слабой подготовки поступающих в дальнейшем в прогимназиях открываются приготовительные классы.

В этот же период в России распространяется новый тип средних учебных заведений - епархиальные училища, которые давали образование дочерям духовенства и подготавливали учительниц церковно-приходских школ. 1 сентября 1891 года епархиальное училище открывается в Перми.

Другим типом среднего учебного заведения были реальные училища. В 1872 г. издается указ о шестилетних реальных училищах с профессиональным уклоном. Они не давали полного среднего образования и были созданы с целью удовлетворения потребностей развивающейся промышленности в обслуживающем персонале. По сравнению с гимназиями, реальные училища были поставлены как в отношении контингента учащимся, так и в отношении состава учебных курсов, в условия менее благоприятные, не давали права по окончании поступать в высшие учебные заведения и "только весьма немногие родители определяли детей своих прямо в реальные учили¬ща, не попытавшись поместить их предварительно в гимназию". Поэтому в эти училища шли дети со слабыми и средними способностями, или которые не имели возможности учиться далее 17-18 летнего возраста и все их образование заканчивалось реальным училищем. Эти училища являлись тупиком в образовании, т.к. доступ в университет для реалистов был закрыт, в специальные высшие учебные заведения - ограничен, перевод из реальных училищ в гимназии - затруднен.

Училища создавались по инициативе торгово-промышленных кругов и содержались главным образом за счет городов, земств и частных пожертвова¬ний. Наибольший процент учащихся в реальных училищах составляли дети городских сословий, за ними шли дети дворян и чиновников, а также сельской верхушки. Преподавались в училищах следующие предметы: Закон Божий, русский, немецкий, французский языки, история, география, математика, механика, черчение, химия, рисование, естественная история, гимнастика, пение.
Пермское реальное училище было открыто 12 сентября 1876 года и получило название "Алексеевекое" в память приезда великого князя Алексея Владимировича в Пермь. Для поступления в него (как и в другие реальные училища губернии), требовалось "иметь возраст не менее 10 лет и выдержать приемные испытания". Основной упор при обучении в училище делается на изучение точных наук и менее всего на филологическую подготовку учащихся. В дальнейшем это положение исправлялось, больше внимания уделялось изучению иностранных языков. В результате некоторые выпускники реальных училищ получали очень хорошую подготовку и по сво¬им знаниям могли соперничать с гимназистками при поступлении в высшее учебное заведение. Например, руководство Красноуфимского реального училища “выхлопотало ученикам… право поступления в Петровскую Земледельческую Академию в Москве и закрепило право за училищем “относи¬тельно поступления в высшую школу".

Стремление учеников реальных училищ продолжать свое образование в высших учебных заведениях ширится. Под давлением общественного мнения в 1888 году реальные училища были реформированы в средние учебные заведения с правом поступления окончившим их в высшие технические и сельскохозяйственные институты. При этом введены и изменения в устав училища, в учебные программы и планы.

Для детей духовенства в губернии открыты мужские духовные училища. Численность учащихся, действующей в губернии духовной семинарии, возросла в два раза - с 152 человек в 1800 году до 305 человек в 1899 году.
Потребность в квалифицированных специалистах вызвала необходимость в организации профессиональных учебных заведений К середине 90-х годов в Екатеринбурге открывается горное училище. В Перми, Кунгуре - технические училища, в Красноуфимске - техническое училище, лесная и сельскохозяйственная школы. Кунгурское техническое училище открывается “по мысли и на средства потомственного почетного гражданина... купца… коммерции советника А.С. Губкина". В первый класс училища принимаются окончившие, полный курс городского училища или высшего начального училища по конкурсным экзаменам и если со времени окончания городского училища прошло не более года. Преподаются следующие предметы: Закон Божий, русский язык, география, история, арифметика, геометрия, алгебра, физика, механика, минералогия, технология металлов и дерева, стройматериалы, счетоводство, черчение, рисование, чистописание, пение и гимнастика. Практические занятия ведутся в учебных мастерских. Окончившим полный курс училища "присваиваются звания: лучшим - мастер с отличием, остальным - мастер по машиностроительному делу”.

В Перми в 1881 году открыто трехклассное техническое железно-дорожное училище, призванное готовить специалистов для Уральской горнозаводской дороги. В 1857 году разрабатывается специальное Положение о технических железнодорожных училищах, в котором оговаривается, что железнодорожные училища "имеют целью образование преимущественно детей железнодорожных служащих, … допускаются только русский подданные, в возрасте от 14 до 17 лет", имеющие свидетельство или аттестат об окончании начального училища.

Правительство в целях удовлетворения потребностей растущей промышленности в квалифицированных кадрах поощряло сеть низших специальных учебных заведений. Было издано Положение о школах ремесленного ученичества для передачи учащимся знаний и умений, необходимых для более успешного по выходе из школы, изучения какого-либо ремесла. Одно за другим открываются ремесленные училища. В Пермской губернии, уже в 1884 году их было 115, в которых обучалось 3850. человек. Появились первые медицинские училища. В 1899 году открывается ремесленное училище для детей рабочих. Училище должно было давать начальное образования и рабочую профессию.

Большой шаг вперед в развитии народного образования по сравнению с крепостным периодом, безусловно, был сделан.

В начале 20 века для получения среднего Образования в губернии существуют следующие учебные заведения:
название учебного заведения	Колич-во учебных заведений	Колич-во учащихся в них
Гимназии мужские		2				1031чел.
Реальные училища		2				837 чел.
Гимназии женские		8 (из них 1 частная)		3854 чел.
Прогимназии женские		9 (из них 1 частная)		2905 
Духовная семинария		1				266 
Духовные училища		4				613 
Епархиальные женские училища	2				491 
Учебные заведения профессионального характера в губернии: 
Промышленные училища		2				344 
Технические			2				200 
Горнозаводские			4				380 
Торговые школы			2				347 
Сельскохозяйственная школа	1				56 
Лесная школа			1				20 
Такой огромный край, как Прикамье требовал все больше специалистов высшей квалификации. Вопрос о создании здесь высшего учебного заведения был впервые поставлен еще в 60-х годах 19 века известным историком Н.К. Чупиным. Неоднократно он поднимался и в последующие десятилетия, но в 19 веке наш край так и не получил высшего учебного заведения.
Предыдущая | Главная | Следующая
Яндекс.Реклама