Заключение.

Вторая половина 19-го столетия характеризуется крупными изменениями в жизни российского общества, существенной частью которых были сдвиги, происшедшие в народном Образовании, как составной части культурной жизни. Несмотря на ограничительную политику правительства, в развитии народного образования в Прикамье к концу 19 века были достигнуты значительные успехи.

Народное просвещение в Пермской губернии в пореформенный период сделало значительный шаг вперед. Определенный успех был достигнут в подготовке учительских кадров, в профессиональной подготовке населения, были заложены основы системы культурно-просветительной работы.

Серьезным препятствием делу народного просвещения было угнетенное, нищенское положение трудящихся. Итоги развития народного Образования не отвечали насущным запросам и потребностям населения. Образование большинства детей низших сословий заканчивалось начальной школой. Очень ограничены были образовательные возможности детей не русских народностей. Внешкольное образование развивалось крайне медленно.

Благодаря деятельности пермского земства, в развитии народного образования в губернии уже в начала 20 века были видны положительные результаты. В губернии сложилась определенная сеть начальных, средних и специальных учебных заведений, где учились дети городского и сельского населения, готовились кадры для уральских заводов, учреждений, учебных заведений губернии.

Профессиональная школа приблизилась к потребностям края, накопился опыт приобщения к просвещению женщин. Оживилась культурно—просветительная работа.

Но, как и всюду в России, в Пермской губернии сохранилась сословная система школ. В классических гимназиях учились преимущественно дети дворян и чиновников, в реальных училищах – дети промышленников. Обучением была охвачена лишь треть детей школьного возраста.

Тем не менее, в начале 20 века в грамотности и образованности населения произошел значительный сдвиг. Большие успехи, по сравнению с крепостническим временем, были достигнуты в развитии начального образования — увеличился охват учащихся, применялись новые подходы к изучению предметов, внедрялись передовые методики обучения и т.д.

Итоги развития народного образования в губернии в рассматриваемый период обеспечили дальнейшую перспективу развития просвещения в крае и предопределили открытие первого на Урале университета именно в Перми.


Предыдущая | Главная | Следующая
Яндекс.Реклама