Задача. В калориметре находится лёд массой m1 и температуре t1. В калориметр впустили водяной пар массой m2 и при температуре t2= 100°С. Какая будет температура смеси, сколько растает льда или сколько пара превратится в воду или лёд? Теплоёмкостью калориметра пренебречь.
В этой задаче рассматривается процесс теплообмена между паром и льдом. Теплообмен с калориметром не учитывается. Необходимо рассмотреть все случаи теплообмена. В зависимости от начальной температуры льда, начальных масс пара и льда процесс теплообмен может идти по разному. Рассмотрим все возможные случаи и представим их графически.
Рисунок 1. Лёд нагрелся от температуры t1 до температуры плавления t3 за счёт тепла, которое отдаёт пар при конденсации, понижении температуры полученной воды от t2 до t3 и превращении некоторого количества воды (может и всей воды) в лёд.
Рисунок 2. Лёд нагрелся от температуры t1 до температуры смеси t за счёт тепла, которое отдаёт пар при конденсации, понижении температуры полученной воды от t2 до t3 и превращении всей воды в лёд и охлаждении этого льда до температуры смеси t.
Рисунок 3. Лёд нагрелся от температуры t1 до температуры плавления t3 за счёт тепла, которое отдаёт пар при конденсации и понижении температуры полученной воды от t2 до t3. Установилось тепловое равновесие между льдом и полученной водой.
Рисунок 4. Лёд нагрелся от температуры t1 до температуры плавления t3, часть расплавилась (может и весь) за счёт тепла, которое отдаёт пар при конденсации, понижении температуры полученной воды от t2 до t3.
Рисунок 5. Лёд нагрелся от температуры t1 до температуры плавления t3, весь лёд расплавился и полученная при плавлении вода нагрелась до температуры смеси t. Это произошло за счёт тепла, которое отдаёт пар при конденсации и понижении температуры полученной воды при конденсации от t2 до температуры смеси t.
Рисунок 6. Лёд нагрелся от температуры t1 до температуры плавления t3, весь лёд расплавился и полученная при плавлении вода нагрелась до температуры кипения t3. Это произошло за счёт тепла, которое отдала часть пара (может и весь пар) при конденсации.
Рассматривая все возможные случаи теплообмена между льдом и паром, составляется алгоритм решения задачи. Рассмотрим все этапы решения задачи.