И. Синельников
"Когда я познакомился с Николаем Алексеевичем, знакомых у него было немного.
Это прежде всего поэты Даниил Хармс и Александр Введенский. Он часто рассказывал мне о них.
Я встречал их на собраниях Союза поэтов. Насколько я мог судить, там всерьез этих поэтов не
принимали. Этому способствовали не только «заумность» стихов, но и их довольно странное
поведение. Меня, впрочем, это удивляло мало, так как я знал, как в свое время вели себя футуристы,
которым Хармс и Введенский явно в этом отношении подражали.
Николай Алексеевич особенно ценил Хармса. Он часто повторял его стихотворение
«Мы бежали, как сажени, на последнее сраженье», восхищаясь ритмом.
Постепенно круг знакомств Заболоцкого расширялся. Его узнали и оценили Б. М. Эйхенбаум,
Ю. Н. Тынянов, В. А. Каверин, будущий редактор пятитомного собрания творений Велимира
Хлебникова — Н. Л. Степанов (их лекции я слушал в Институте истории искусств).
Юрий Николаевич Тынянов, автор замечательной книги «Архаисты и новаторы»,
по-видимому, увидел в Заболоцком архаиста, который, несмотря на традиционные метры,
был по существу куда большим новатором, чем некоторые поэты, громко вещавшие о своем
новаторстве. Николай Алексеевич показал мне книгу, подаренную ему Тыняновым.
Надпись на ней гласила: «Первому поэту наших
дней».Некоторое время спустя С. Я. Маршак привлек его, а также Хармса и
Введенского к работе в журналах «Еж», «Чиж», «Костер».
Стали выходить книжки для детей, написанные Заболоцким: «Хорошие сапоги»,
«Змеиное яблоко», «Два лгуна» и другие.Когда Николай Алексеевич
стал зарабатывать, начали появляться и книги. Я увидел у него книгу о Лхасе,
об английской экспедиции в Тибет. Эти записки о Лхасе он и сам прочитал с
интересом и потом увлеченно пересказывал мне ее содержание.
Из книг, которые я ему приносил, он прочитал сборник статей об экспрессионизме
( издание "Всемирной литературы"). Там были репродукции картин Кандинского,
Шагала и др. к современной живописи он всегда относился с неизменным интересом.
О Тютчеве, Баратынском, Мандельштаме Заболоцкий сказал, что они не случайно писали
преимущественно небольшие стихотворения. Это большие поэты, но у них короткое дыхание.
Маргарита Алигер
- "Я вспомню этого случайного
встречного на вечереюшей зимней дороге,
вспомню через семь с лишним лет, впервые читая стихотворение «Прохожий»,
вспомню столь же отчетливо, сколь отчетливо я вспоминала в тот ранний вечер все
свои давние ощущения, связанные с именем Николая Заболоцкого.
- Познакомились мы уже после войны, лет через десять, а то и двенадцать после
той далекой и запомнившейся весны и позже того зимнего вечера, той встречи
на зимней дороге со случайным прохожим.
- Меня всегда волновало его существование, его присутствие в нашей поэзии,
я всегда ждала от этого присутствия каких-то свершений, всегда испытывала
острый интерес к тому, что он делает, и что он еще сделает.
- Было известно, что он много переводит, решает большие и трудные переводческие задачи,
но друзья его говорили, что он и много пишет, что у него мною прекрасных новых стихов.
- Стихи эти, однако, нигде не появлялись, прочитать их, следовательно, было невозможно,
я не решалась просить общих знакомых.
- Даже друзей, дать мне возможность почитать их,
— мне казалось, что Заболоцкий человек закрытый и скованный и, поскольку я и сама в
какой-то мере такая, едва ли у нас получился бы контакт, несмотря даже на то, что
до меня дошли его добрые слова о моих стихах.
- Помню, как вздрогнула, прочитав первые строчки "Прохожего"
|
Исполнен душевной тревоги,
В треухе, с солдатским мешком,
По шпалам железной дороги
Шагает он ночью пешком...
| |
- Ибо сразу мне вспомнилась встреча на зимней переделкинской дороге, ведущей
мимо погоста к станции... И человек, показавшийся мне Заболоцким, и то мое волнение.
Все это было написано в найденных мною наконец стихах. И еще много стихов,
поразительных стихов, такого высокого душевного строя и лада, такой поразительной
чистоты и ясности, что все вокруг них словно озарилось и засверкало.
- И, второй раз в жизни, ошеломленная совершенно иным звучанием, совершенно иным светом,
совершенно иной трансформацией его таланта, новой поэтической силой, давно
покорившего меня поэта, я ушла с большой пачкой удивительных стихов, глубоко
счастливая, полная решимости и надежды, что эти прекрасные стихи вырвутся из
столь любовно собранной, перепечатанной и переплетенной самодельной книги
и станут достоянием всей советской поэзии и ее несчетных читателей и почитателей.
- Сегодня, когда стихи Николая Заболоцкого неопровержимо и безоговорочно стали
классикой советской поэзии, среди наших читателей найдется, наверное, немало
таких, которые недоуменно пожмут плечами, не понимая чувств, обуревавших меня тогда.
Мы никогда не изливались друг другу в своих чувствах, никогда не делали друг другу
никаких признаний, но Николаю Алексеевичу, разумеется, стало очевидно, что для меня
значит его поэзия, и при всей его сдержанности, даже скованности, я неизменно ощущала
его уважительное внимание, его признательную расположенность, и у нас само собой
установились добрые человеческие отношения.
- Последние несколько лет его жизни были
сложны, и, при всей своей скрытности и внешнем спокойствии, он иногда нуждался в
человеческом обществе. Я, бывало, звала его в гости, и он всегда охотно приходил,
неизменно спокойный, сдержанный и корректный.
Лев Озеров
"Мое знакомство с поэзией Николая Заболоцкого произошло задолго до личного
знакомства с поэтом.
Авторитетный в ифлийской среде (да и не только в ней!), уже к тому времени известный своими
«Страной Муравией» и «Сельской хроникой» наш студент и товарищ Александр Твардовский
подтрунивал над нашей (в том числе и моей) увлеченностью.
Со спокойной, можно даже сказать — тихой иронией он говорил: «Книжное все это, не от жизни».
И осуждал нас, и охлаждал наш пыл. У Трифоныча (как называли мы Твардовского) были свои
сторонники. Неприятие Заболоцкого было мирным, без улюлюканья и свиста. Но лично мне,
в ту пору искавшему сочетания классики и современности, традиции и новизны, нравились
стихи Николая Заболоцкого. Увлекала его серьезная обращенность к природе (лучше — к Природе
с большой буквы), к коренным вопросам бытия, к искусству, прежде всего к живописи (поздней он
скажет: «Любите живопись, поэты!»), к слову, к звуку родной речи, несуетность, неторопливость,
основательность творческого поведения. Элегический строй Батюшкова и Баратынского он сочетал
с новыми веяниями. Державина он соединил с Хлебниковым, Тютчева с Белым. Он показывал пример
того, как можно достигать самобытности, оставаясь в пределах канона.
На этот вопрос — по-другому — отвечали Пастернак и Багрицкий, Ахматова и Зенкевич.
И все же решения Заболоцкого не могли не привлечь самого пристального внимания. Лубок и киномонтаж, учение Циолковского и
новейшая живопись — все это
незримо, но явно входило в эстетический кодекс поэта.
И голос Пушкина был над листвою слышен.
И птицы Хлебникова пели у воды.
И встретил камень я. Был камень неподвижен,
И проступал в нем лик Сковороды.
Он умел читать письмена на древних степных камнях. Он понимал их речь. Это встречало сочувствие
одних и неприязнь других. Разум поэта видел «огромный мир противоречий», его сердце не слышит
«правильных созвучий», душа «не чует стройных голосов». Это надо помнить,
вступая в поэтические владения Н.Заболоцкого.
На главную страницу
Яндекс.Реклама