Деревенская проза занимает одно из
ведущих мест в русской литературе. Основные
темы, которые затрагиваются в романах
такого жанра, можно назвать вечными. Это
вопросы нравственности, любви к природе,
доброго отношения к людям и другие проблемы,
актуальные в любое время. Ведущее место
среди писателей второй половины XX столетия
занимают Виктор Петрович Астафьев (“Царь-рыба”,
“Пастух и пастушка”), Валентин Григорьевич
Распутин (“Живи и помни”, “Прощание с
Матерой”), Василий Макарович Шукшин (“Сельские
жители”, “Любавины”, “Я пришел дать вам
волю”) и другие.
Особое место в этом ряду
занимает творчество мастера народного
слова, искреннего певца родной земли
Василия Шукшина. Писатель родился в 1929 году,
в селе Сростки Алтайского края. Благодаря
своей малой родине, Шукшин научился ценить
землю, труд человека на ней, научился
понимать и чувствовать сельскую жизнь. С
самого начала творческого пути Василий
Шукшин находит новые пути в изображении
человека. Его герои непривычны и по своему
социальному положению, и по жизненной
зрелости, и по нравственному опыту.
И как говорил сам Шукшин, его
интересовала одна тема: судьба русского
крестьянства. Память, размышления о жизни
всегда приводили писателя в село, где он
видел “острейшие схлесты и конфликты”. “Сама
потребность взяться за перо лежит, думаю, в
душе растревоженной. Трудно найти другую
такую побудительную причину, которая
заставит человека, что-то знающего,
поделиться своим знанием с другими людьми”,
— писал Шукшин.
Самобытность этого писателя
объясняется не только его талантом, но и тем,
что он с любовью и уважением рассказал о
своих земляках простую правду. Наверное,
поэтому герой Шукшина оказался не только
незнакомым, а отчасти и непонятным.
Шукшин не выдумывал своего
героя, он брал его из жизни. Именно поэтому
он непосредственный, порой непредсказуемый:
то неожиданно подвиг совершит, то вдруг
сбежит из лагеря за три месяца до окончания
срока. Сам Шукшин признавался: “Мне
интереснее всего исследовать характер
человека- не-догматика, человека, не
посаженного на науку поведения. Такой
человек импульсивен, поддается порывам, а
следовательно, крайне естествен. Но у него
всегда разумная душа”. Герои писателя
действительно импульсивны и естественны.
Они остро и порой непредсказуемо реагируют
на унижение человека человеком. Серега
Безменов отрубил себе два пальца, когда
узнал об измене жены (“Беспалый”). Оскорбил
очкарика в магазине хам продавец, и он
впервые в жизни напился и попал в
вытрезвитель (“А поутру они проснулись...”).
Герои Шукшина могут даже покончить с собой
(“Сураз”, “Жена мужа в Париж провожала”),
потому что они не выдерживают оскорблений,
унижений, обиды. Чаще всего поступки героев
Шукшина определяют сильнейшее стремление к
счастью, к утверждению справедливости (“Осенью”).
Василий Шукшин не
идеализирует своих странных, “с чудинкой”
героев. Но в каждом из них он находит то, что
близко ему самому.
Деревенская проза Шукшина
отличается глубоким исследованием
русского национального характера,
характера земледельца. Он показывает, что
главное в нем — влечение к земле. Шукшин
говорит, что земля для русского человека —
это и источник жизни, и связь поколений; и
родной дом, и пашня, и степь. Это та самая
малая родина с ее реками, дорогами,
бесконечным пространством пашни...
Главным героем, в котором
воплотился русский национальный характер,
стал для Шукшина Степан Разин. Именно ему,
его восстанию, посвящен роман Василия
Шукшина “Я пришел дать вам волю”. Писатель
считал, что Степан Разин чем-то близок
современному русскому человеку, что его
характер является воплощением
национальных особенностей нашего народа. И
это важное для себя открытие Шукшин хотел
донести до читателя.
Крестьянство издавна занимало
в России самую главную роль в истории. Не по
силе власти, а по духу — крестьянство было
движущей силой российской истории. Именно
из темных, невежественных крестьян вышли и
Стенька Разин, и Емельян Пугачев, и Иван
Болотников, именно из-за крестьян, точнее из-за
крепостного права, происходила та жестокая
борьба, жертвами которой стали и цари, и
часть выдающейся русской интеллигенции XIX
века. Благодаря этому произведения,
освещающие данную тему, занимают особое
место в литературе. Василий Шукшин сумел
создать в своей прозе новый образ
крестьянина. Это человек большой души, он
независим и немного чудаковат. Эти качества
героев Шукшина и подкупают нас, когда мы
читаем его произведения. “Если мы чем-нибудь
сильны и по-настоящему умны, так это в
добром поступке”, — говорил Василий Шукшин.
Творчество самого писателя наглядно
доказывает это.