Эти произведения занимают особое место в творчестве Леонида Филатова. Пусть многие назовут это несерьезной литературой и низким жанром, но нужно отдать должное, и здесь Леонид Филатов проявил себя как исключительно талантливый человек, тонкий юморист, умеющий подмечать малейшие детали.
Артист, вся жизнь которого неотъемлемо была связана с театром, подарил нам чудесные песни к самым разнообразным спектаклям: «Мартин Идеен» (по мативам Джека Лондона), «Театр Клары Газуль» (по мотивам произведений Проспера Мериме), «Когда-то в Калифорнии» (по мотивам произведений бреет Гарта), «Геркулес и Авгиевы конюшни» (по пьесе Фридриха Дюрренматта) и к кинофильму «Трест, который лопнул» (по мотивам произведений О Генри). Эти произведения обладают удивительной легкостью и воздушностью, присущей Филатову, искрятся юмором и задором. Они рождены театральной стихией, неотразимо притягательны для многих и по сей день, вне зависимости от справедливости сетований на упадок театра и холод зрителей.
Пародии Филатова необыкновенно интересны. Созданные для «капустников», они уже давно покинули их пределы и занимают достойное место на страницах Филатовских сборников. Откуда же вдруг этот жанр? «Я – человек книжный и театральный, - пишет сам Филатов. – Отсюда, видимо, и мой интерес к пародии. Первый цикл пародий был написан в 1975 году для театрального капустника и назывался «Таганка-75». Не избалованный литературной славой, я никак не предполагал, что пародии могут произвести впечатление еще на кого-то, кроме театральной братии. Успех оказался чуть больше запрограммированного. Воодушевленный первым качественным блином, я принялся печь пародийные циклы один за другим. Их печатали.»
Цикл «Ну, погоди!» и вариации на тему сказки Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха» содержит в себе пародии на таких известных поэтов как Давида Самойлова, Юлию Друнину, Булата Окуджавы, Бориса Слуцкого и т.д. Самое яркое впечатление производит «таганский цикл» пародий на поэтов «шестидесятников». Хорошо знакомые тексты тем не менее сохраняют удивительную свежесть – благодаря снайперской точности пародиста и его искренней симпатии к «подвергнутым», среди которых Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Расул Гамзатов, Евгений Евтушенко.
Андрей Вознесенский.