Важная часть культурно-бытового облика учащихся начальных и средних учебных заведений - это их социальный состав. И. Алешинцев отмечает, что «вряд ли где в Европе сословные предрассудки и всякие политические соображения играли в школьном деле такую видную роль, как у нас…». Социальный состав учащихся поэтому постоянно менялся в зависимости от государственной политики, находился под влиянием принимаемых правительством мер.
Правительству, между тем, больше хотелось видеть в гимназиях дворян. Поэтому в царской политике наметилась новая линия: «Отказываясь от одной из своих светлых идей о всесословности или безсословности образования, правительство двадцатых годов довольно охотно и все чаще становится на общую точку зрения дворян. Акт 1817г., наделивший незаслуженными преимуществами Московский благородный пансион и тем одобривший стремление дворян иметь свою обособленную от других сословий дворянскую среднюю школу, - далеко не единственный».
Особенно сильно эта тенденция проявилась в политике Николая I. Уже в 1827 году был издан «Высочайший рескрипт министру народного просвещения А.С.Шишкову о запрещении принимать в университеты и гимназии крепостных», в котором, в частности, говорилось:
1) Чтобы в университетах и других высших учебных заведениях, казенных и частных, находящихся в ведомстве или под надзором Министерства народного просвещения, а равно и в гимназиях, и в равных с оными по предметам преподавания местах, принимались в классы и допускались к слушанию лекций только люди свободных состояний, не исключая и вольноотпущенных, кои представят удостоверительные в том виды, хотя бы они и не были ещё причислены ни к купечеству, ни к мещанству и не имели никакого иного звания;
2) Чтобы помещичьи крепостные поселяне и дворовые люди могли, как досель, невозбранно обучаться в приходских и уездных училищах и в частных заведениях, в коих предметы учения не выше тех, кои преподаются в училищах уездных…».
Следующий этап сословной политики царского правительства - устав 1828 года. В нем видно стремление «к сословному разграничению школ…, обеспечить каждому классу определенный, подходящий для него круг понятий». Так, уездные училища уставом 1828 года были предназначены «детям купцов, ремесленников и других городских обывателей», гимназии - «детям дворян и чиновников». В приходских училищах обучались в основном дети крестьян.
Кроме того, «с целью привлечь дворянство в гимназии, к которым оно продолжало относиться недоверчиво, при всех гимназиях на пожертвования дворянства учреждаются пансионы, как воспитательные учреждения, о чем возвестил ещё указом 19 декабря 1826 года».
И. Алишенцев отмечает и другие меры правительства по сословному разграничению разных ступеней школ: «Правительство не могло смотреть равнодушно на то, что в Александровских гимназиях получали образование люди всех сословий и профессий, кроме только духовенства, имевшего свою школу. Поэтому нисколько не удивительно, что уже в 1827г. военные корпуса были совершенно отделены от гимназий, в 1828г. изъяты их них кантонисты… и затем образован даже особый пансион для детей канцелярских служителей в Петербурге и отдельные училища для образования евреев и т.д.
Одной из целей министра народного просвещения С.С. Уварова (1834-1849гг.) было «сословное разграничение общего образования». В 1845 было проведено повышение платы за учение. Увеличение платы, по заявлению самого Министра, было предпринято «не столько для усиления экономических сумм учебных заведений, сколько для удержания стремления юношества к образованию в пределах некоторой соразмерности с гражданским бытом разнородных сословий , в том же году Высочайше утвержденное запрещение - принимать в гимназии без увольнительных свидетельств детей купцов и мещан. Проведение сословного начала в гимназии, можно сказать, удалось: в этом убеждает нас, как множество дворянских пансионов, так и преимущественно дворянский состав учащихся в гимназиях.
Во второй половине века школы делались все более демократичными, состав учащихся становился всё более пестрым, хотя в столичных гимназиях всё же преобладание было за детьми более или менее достаточных людей, как это отмечает А.Никитин (он пишет о 1867-1875 годах в столичной гимназии): «… я могу указать из сотни учеников только на трёх-четырёх сыновей мелких купцов… Был среди нас сын одного кузнеца… Был сын буфетчика казённого учебного заведения… Остальные были дети все достаточных родителей… Многие приезжали в гимназию на своих рысаках, - но хвастаться этим как-то не было принято. Иные, напротив того, конфузились и просили родителей не присылать за ними экипажа, чтобы не отделяться заметно от товарищей. Были среди нас и князья, и бароны, и сыновья генералов, военных и статских, - дети профессоров, докторов, священников. Были сыновья откупщиков, получавшие дома строго французское воспитание и державшиеся весьма бонтонно».
Некоторые гимназии, в силу тех или иных причин, фактически становились строго сословными, как это случилось, например, с первой Одесской гимназией.
В XX веке все уже зависело, в общем-то, от самой гимназии. Например, в петербургской гимназии, по описаниям Д. Засосова и В.Пызина, ситуация была такой: «Состав учащихся был разнообразен, но сыновей аристократов и богатых людей не было. Учились дети скромных служащих, небольших чиновников, средней интеллигенции. Не были исключением и сыновья мелких служащих, рабочих. Был, например, у нас в классе сын почтальона, мальчик из семьи рабочего Путиловского завода, сын солдата музыкальной команды Измайловского полка. Плата за учение - 60 рублей в год. Как же бедные люди могли учить сыновей в гимназии? Во-первых, были стипендии, во-вторых, пожертвования, в-третьих, два-три раза в год в гимназии устраивались благотворительные балы, сбор от которых шел в пользу недостаточных, то есть малоимущих, учеников. Чтобы получить освобождение от платы, надо было хорошо учиться и иметь пятерку по поведению».
Вывод
В общем, учащиеся были или детьми хозяев (купцов, фабрикантов) или их служащих; в перспективе они должны были стать или теми, или другими. Однако это классовое расслоение не сказывалось на их товарищеских отношениях; здесь все были равны».
Таким образом, если в начале XIX века сделать образование бессословным не удалось, то, несмотря на это и на другие колебания сословной государственной политики, школы к началу XX века всё равно демократизировались, а сословная грань между учащимися стиралась. Это и определило их культурно-бытовой облик.