Работа посвящена ученикам, получавшим начальное и среднее образование в школах в рамках общеобразовательной программы периода XIX и начала XX века, начиная с 1803-1804 г. - времени коренной перестройки всей образовательной системы и кончая 1917 годом, когда школы вошли в качественно новую фазу своего развития (в 1918 году была образована единая трудовая школа). Тема актуальна потому, что в наше время распространился миф, будто бы в XIX - начале XX века те поколения высокообразованной интеллигенции, получившие школьное образование, формировались именно благодаря совершенству системы образования, и в частности существовавшего в то время в гимназиях принципа классицизма. Особенно популярны сегодня гимназии и лицеи. Поэтому цель данной работы - раскрыть культурно-бытовой облик учащихся общеобразовательной начальной и средней школы в XIX - начале XX века. В культурно-бытовой облик входит культура учащихся и их повседневный быт, и, что характерно практически только для них (так как личность их из-за возрастной специфики находится в постоянном развитии), воспитание учащихся. Поэтому для реализации цели данной работы были поставлены следующие задачи: