Практически вся информация о древнейших обитателей Британии, которой они располагают, почерпнута из “Записок” Юлия Цезаря. Да, достоверность этих сведений не вызывает сомнений, но они достаточно скудны. Взгляд Цезаря на кельтов объясняется в первую очередь тем, что он был полководцем и, так сказать, своим собственным военным корреспондентом, а не наблюдателем и усердным учёным. Таким образом, задача как можно полнее познакомить нас с жизнью древних бриттов целиком ложиться на плечи современных археологов, филологов и этнологов.
Жители британских островов до вторжения римлян обычно именуются «кельтами». Однако, они скорее всего представляли собой смешанную расу, и племена, с которыми они «породнились», наверняка в известной – или даже весьма существенной – степени повлияли на их внешний облик, обычаи и язык.
Сведения о жизни древнейших обитателей Британских островов мы черпаем из двух групп источников. Первая из них – это произведения латинских авторов. Однако необходимо отметить, что римлянам были хорошо знакомы только южные бритты, телосложением и обычаями весьма и весьма напоминавшие жителей континентальной Галлии, почему римляне и считали их родственниками последних. Во времена, когда жили авторы этих свидетельств, на побережье Британии, как раз напротив берегов Галлии, существовало немало колоний белгов. По мере продвижения на север, к валу Адриана, сведения римских источников становятся всё более и более скудными, а о северных племенах они вообще располагают только теми сведениями, которые удавалось почерпнуть в ходе вооружённых столкновений с ними. Римляне описывают их как совершенных варваров, чьи обнажённые тела покрывали татуировки и которые жили только охотой, не имея ни городов, ни домов, ни даже возделанных полей, не зная никакой власти и даже семьи, считая железо таким же ценным украшением, каким прочие, более цивилизованные народы почитали золото. Что же касается Ирландии, то она вообще никогда не привлекала к себе внимания римских авторов, и в данном случае мы целиком и полностью зависим от местных авторов, оставивших весьма скудные сведения о нравах и образе жизни гэлов. Поэтому можно считать вполне достоверными сведения о жизни гэлов, содержащиеся в древних гэльских манускриптах, поскольку они практически полностью совпадают с наблюдениями латинских писателей, касающимися быта и нравов бриттов и галлов. Внимательно изучая свидетельства обеих сторон , мы можем в значительной мере реконструировать общую картину цивилизации кельтов.
Грубо говоря, эту цивилизацию можно сравнить с цивилизацией греков. Оба народа находились на стадии родоплеменного скотоводческого общества, носили примерно одинаковые одежды, пользовались практически одинаковым оружием и применяли сходную военную тактику, сражаясь на боевых колесницах, которые даже в Ирландии к I. веку нашей эры вышли из употребления. Битвы распадались на множество поединков между вождями и их плохо вооруженными дружинами. Такие вожди, как правило, претендовали на божественное происхождение, почитались потомками сыновей богов или даже самих бессмертных. В принципе, древние кельты и древние греки придерживались сходных взглядов на жизнь, на мир, на посмертное бытие.