Мы
прошли по школе Сухомлинского в Павлыше. Заглянем теперь в святая святых всякой школы - на урок. Любые, даже самые прекрасные воспитательные мероприятия теряют значения, если школьнику плохо, скучно, тоскливо на урок, если он не понимает, о чём говорит учитель, если дневник его полон двоек, если он идёт на урок с тоской в сердце и оживляется лишь с последним звонком.
"Все наши замыслы превращаются в прах... если нет детского желания учиться", - писал Василий Александрович.
- учение, - говорил он, - это прежде всего отношения - отношение ученика к учителю, к предмету, к своей работе. Желание детей хорошо учиться - основа школы, без него школы нет. Учитель обязан возбудить и поддерживать это желание постоянно.
Но учение - это труд, тяжёлый умственный труд, постоянные усилия понять, запомнить, научиться, решить, усвоить...
Люди, которые, быть может, никогда в жизни сами не испытали радости труда, склонны считать, что коли труд - значит, обязательно должно быть скучно, нудно, значит, обязательно должно быть принуждение. Да к тому же, говорят, в жизни не может быть всё интересно, и надо с детства приучать ребёнка к долгу, к выполнению непривлекательной работы.
Но мы уже видели, что, заставляя трудиться, трудолюбия не воспитаешь.
Да, учение - труд, но это должен быть радостный, свободный труд воспитывает любовь ко всякой необходимой работе.
Уже через несколько лет после того, как Сухомлинский принял школу в Павлыше, он поставил перед своими учителями такой вопрос: как сделать, чтобы все ребята испытывали страсть к учению?
Почему, спрашивал директор школы Сухомлинский, дети приходят в школу с огромным желанием учиться, тянут руки, просят, чтобы их вызвали, а через несколько лет, примерно к пятому классу, этот огонёк постепенно угасает?
Вот с этим-то Сухомлинский не мог примериться. "Нет, так больше продолжаться не может!" - решил он. Сухомлинский начинает титанический труд - ищет ответ на вопрос. Каждый день он ходит с урока на урок - то в первый класс, то в пятый, то в седьмой. Почему дети теряют охоту к учению? И не только директор бьётся над этим вопросом - он сумел увлечь всех учителей в школе. Каждый пересматривал свой труд, даже самые опытные, те, что преподовали уже по тридцать лет и, казалось, всё знали и всё умели.