Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) - русский композитор, ученый-химик, общественный деятель, прославивший себя оперой “Князь Игорь” и 2-й (Богатырской) симфонией. Родился в Царском Селе. Внебрачный сын князя Гедианова. Появился на свет, когда представителю древнего татарского княжеского рода было 62 года. До 10 лет числился крепостным собственного отца, который, лишь умирая, дал ему вольную. Родители при крещении были записаны ему фиктивные - камердинер отца “Порфирий Ионов Бородин и законная жена его Татьяна Григорьевна”. Родную мать велено было звать тетушкой. По окончании Медико-хирургической академии (МХА) (1856) Бородин защитил диссертацию на степень доктора медицины. В 1859-1862 гг. стажировался в химических лабораториях Гейдельберга, Парижа и Пизы. В декабре 1862 г. избран адъюнкт-профессором, а в апреле 1864 г. ординарным профессором по кафедре химии МХА и, кроме того, был приглашен в 1863 г. читать химию в Лесной академии. Преподавал также на Женских врачебных курсах (был одним из их основателей). Дружил с прогрессивными учеными - Д.И.Менделеевым, И.С.Сеченовым, Н.Н.Зининым.
Изучение статей В.Г.Белинского и А.И.Герцена способствовали формированию общественных взглядов Бородина - просветителя-шестядисятника. С молодых лет писал романсы и фортепьянные пьесы. В 60-е годы вошел в Балакиревский кружок (“Могучую кучку”). Под влиянием Балакирева, Стасова, а также общения с Даргомыжским сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина, как последователя М.И.Глинки. В эти годы написаны 1-ая симфония, опера-фарс "Богатыри" (пародия на псевдоисторическую оперу), романс "Спящая княжна". Большая занятость научной, педагогической работой и в то же время высокая требовательность к композиторскому творчеству обусловили длительность работы над каждым музыкальным сочинением. Так, музыка 2-ой симфонии (впоследствии названной Стасовым "Богатырской" написана в основном в течение 2 лет, но завершение патитуры потребовало еще несколько лет. Над оперой "Князь Игорь" Бородин работал 18 лет ( не была завершена, ее дописали по материалам Бородина и дооркестрировали Н.А.Римский-Корсаков и А.К.Глазунов).
Творческое наследие Бородина невелико по объёму. В его сочинениях нашли воплощение любовь к родине, идея величия русского народа, свободолюбие. Центральное место в музыке Бородина занимают богатырские образы русской истории, народного героического эпоса, к которым он обращался, чтобы понять современность. Эпическая широта сочетается у Бородина с глубоким лиризмом.Его лирика - мужественная, уравновешенная и в то же время страстная, трепещущая. Наряду с чутким проникновением в характер русского народного фольклора композитор постигал музыку народов Востока. В его произведениях соседствуют русские образы и восточные - пламенительные, полны неги и воинственности.
Не только для образного содержания, но и для всего музыкального стиля Бородина характерна эпичность. Музыкальная драматургия его произведений основана на принципе неторопливого развернутого музыкального материала, длительного пребывания в одном эмоциональном состоянии. Мелодии близки русским обрядовым, лирическим народным песням (по своему строению, ладовым признакам).
Наиболее значительное сочинение Бородина, оброзец национального героического эпоса в музыке - опера "Князь Игорь" (по "Слову о полку Игореве"). В ней объедины черты эпической оперы и исторической народно-музыкальной драмы. Бородин - один из создателей русской классической симфонии, русского классического квартета. Бородин явился новатором и в области камерно-вокальной лирики. Первым ввел в романс образы русского героического эпоса. Наряду с эпическими романсами-балладами ему также принадлежат сатирические, юмористические песни. Тонкий художник романса, он создал неповторимую по глубине трагического чувства, благородству выражения элегию "Для берегов отчизны дальной". Яркое самобытное творчество Бородина оказало плодотворное воздействие на всю последующую русскую и зарубежную музыку, немаловажна его роль и в развитии современной музыки.
Еще за границей познакомился и позднее связал свою судьбу с Екатериной Сергеевной Протопоповой - пианисткой, приехавшей из России лечиться от туберкулеза. Осенью 1861 г. ее состояние ухудшилось, и врачи посоветовали ей переехать в Италию. Бородин последовал за ней в Пизу с намерением вскоре вернуться в Гейдельберг. Но местные химики, коим он нанес визит вежливости, уговорили его остаться поработать в лаборатории Пизанского университета, где была даже платиновая посуда. Последнее обстоятельство позволило ему изучить взаимодействие дифторида калия с хлористым бензоилом, в результате чего им получено первое фторорганическое соединение - фтористый бензоил.
Помимо прочего эта реакция доказывала, что HF - одноосновная кислота, и фтор (тогда еще не выделенный в свободном виде) представляет собой аналог хлора, а не кислорода, как многие полагали. Во время своей заграничной командировки, в 1861 г., Бородин, действуя парами брома на серебряные соли масляной, уксусной и валериановой кислот, получил алкилбромиды и ацилгипобромиты соответствующих кислот. 70 с лишним лет спустя выяснилось, что эта реакция - весьма общий и во многих случаях удобный способ синтеза галоидных алкилов, и она получила имя своих новых исследователей супругов Хунсдикер. Изучая продукты конденсации альдегидов, Бородин открыл (одновременно с Ш.Вюрцем) альдольную конденсацию (1872).
Своих детей у Бородиных не было, и они взяли на воспитание двух девочек. День ученого и композитора всегда был загружен до предела. К многолетней упорной работе добавлялось еще то, что Екатерина Сергеевна смертельно боялась темноты и поэтому часто по ночам собирала гостей. Высыпаться не удавалось. В итоге - нервное переутомление и болезнь сердца.
Декарбоксилирование серебряных солей карбоновых кислот под действием галогенов в безводном органическом растворителе с образованием соответствующих алкилгалогенидов: RCOOAg = RCOOX = [RCOO+X = R+CO2+X] = RX, где X = Br, Cl, I.
В реакцию вступают алифатические, алициклические, ароматические и гетероциклические. Наиболее легко реагируют соли алифатических карбоновых кислот, причем выходы уменьшаются в следующем ряду заместителей R: первичный > вторичный > третичный. Непредельные кислоты, за исключением фенилпропиоловой кислоты, в этих условиях не декарбоксилируются.
а-Кетокислоты в этих условиях образуют галогенангидриды, а а-окси- и а-аминокислоты - соответственно кетоны и альдегиды:
C6H5-C=C-COOAg - C6H5-C=Cl
RCOCOOAg - RCOX
R2C(OH)COOAg - R2CO
R2C(NH2)COOAg - R2CNH2X - RCHO
В случае ароматических карбоновых кислот реакция облегчается при наличии электроакцепторных заместителей в ароматическом ядре. Реакцию можно проводить с солями других металлов (калия, ртути, таллия), не выделяя их из реакционной смеси:
C3H5-COOH - CH2-CH2-CHBr
(CF3)2CHCOOK - (CF3)2CHBr
Метод используют главным образом в алифатическом ряду, в частности для получения эфиров w-галогенкарбоновых кислот.