Проблема женского образования занимала особое внимание Екатерины Великой. Девочки в России получали кое-какое домашнее образование, но, по существу, оставались безграмотными. Школ было крайне мало, учителями были либо приходские дьячки, либо низкопробные французские "репетиторы", приезжавшие на заработки в Россию. У Екатерины была мысль "сделать из Смольного очаг светской культуры". |
Обучение в нем должно было обеспечить девушкам достаточно глубокие знания. Главной мыслью Екатерины было "вырастить в Смольном новую породу высоконравственных людей, которые у своих будущих детей будут стремиться вселить в сердце правила воспитания, которые они сами получили. А их дети, в свою очередь, передадут их своим детям. И так, следуя из рода в род, в следующие века".
Интересно познакомиться с впечатлением, которое произвело посещение Смольного дома на английского посла в России лорда Кокорта, побывавшего в нем на четвертом году после открытия: "Во вторник вечером я имел любезность посетить так называемый монастырь, где императрица на собственный счет воспитывает 250 девиц из знатных фамилий и 350 дочерей мещан и вольных крестьян. Принимают их в заведение в четырехлетнем возрасте, выходят они в 19 лет. Воспитанницы разделены на пять классов, из которых в каждом девочки пребывают по три года, изучая науки полезные для состояния каждой из них".
В Смольном доме "смолянкам" - так называли воспитанниц - преподавали общеобразовательные предметы, главным образом, гуманитарные. Но обучали и началам математики, и "опытной физики". Усиленно изучались иностранные языки. Кроме того, всех учениц обучали домоводству. Девочки старших классов должны были вести уроки в младших, чтобы потом, когда они станут матерями, могли воспользоваться своим опытом и знаниями.
В Смольном было не только "благородное" отделение для девочек-дворянок, которое позднее превратилось в Институт благородных девиц, но и "неблагородное" - куда принимались девочки всех сословий, включая даже крепостных. Однако для крепостных требовалось разрешение помещика. При первом приеме преимущество отдавалось " таким беспородным девочкам, коих отцы и матери перед прочими малодостаточны" - то есть бедны. Екатерина считала, что таких девочек легче будет воспитывать. Из этих воспитанниц думали приготовить не только образованных хозяек в доме, но и дать им "начатки профессионального образования", чтобы они могли справиться с управлением в промышленности и в торговле. Все девушки, окончившие "неблагородное отделение получали привилегию: их будущие мужья дети "ни в коем случае не могут никогда быть записаны в крепостные люди".