|
Сфорца использовал таланты Леонардо только применительно к дворцовым развлечениям. Современному человеку может показаться дикостью разбазаривание гения по пустякам, однако сценография в те времена входила в компетенцию художника и оставалась в таком качестве до конца XVII столетия, когда она выделилась в отдельную профессию. Сам Леонардо обожал этот род деятельности. При дворе Леонардо не раз готовил праздники, делал маскарадные маски и костюмы для аллегорических фигур. Здесь показаны эскизы к костюмам для таких случаев, однако, их значение часто нам совершенно недоступно. Можно предположить, что он перерисовывал и исправлял рисунки, которые когда-то доставляли удовольствие Сфорца, с целью развлечь ими же победителей своего бывшего покровителя.
Подобные рисунки рассказывают о продолжавшемся всю жизнь интерес Леонардо ко всему замысловатому и аллегорическому. Поразительно сложный орнамент, если исключить из него центральный и угловые элементы, составлен всего из четырех линий. Значение надписи неясно: она относится к руководимой им академии и вписана в некоторое подобие печати. Однако, история умалчивает, о какой именно академии идет речь. В то время, когда он был вовлечен во фривольные развлечения двора, в его заметках появляются размышления о быстротечности времени и о собственных страданиях: Леонардо, по-видимому, был подвержен тяжелым приступам меланхолии. Сфорца начал платить ему больше, и у него появилась возможность продолжать свои научные занятия. Он изучал затмения солнца и замечал, что, чтобы наблюдать солнце без ущерба для зрения, следует смотреть на него через булавочные проколы на листе бумаге. В 1490 году Сфорца отправил Леонардо в Павию, чтобы последовать его совету о строительстве там церкви; Леонардо провел там шесть месяцев, работая в знаменитой городской библиотеке, пока Сфорца не призвал его обратно в Милан для устройства очередного празднества. |