|
Очевидно, отец и сын не были близки, и много лет спустя, когда старик умер, Леонардо едва упомянул об этом в одной из своих записных книжек.
Отношения между Леонардо и Верроккио были, по-видимому, сердечными, хотя Леонардо никогда не упоминал о своем учителе в записных книжках. Он жил в доме Верроккио и продолжал там жить уже после двадцати лет. Подмастерьем Леонардо, следуя обычному порядку, вначале занимался растиранием и другой черной работой. Постепенно, по мере накопления опыта и возрастания мастерства, ему стали доверять простейшую часть работы с теми полотнами, на которые Верроккио получал заказы. Впервые учитель разрешил Леонардо полностью нарисовать фигуру в картине "Крещение Христа". Первая работа Возрождения, полностью посвященная пейзажу, также принадлежит кисти Леонардо - это рисунок долина Арно. В годы своего ученичества Леонардо пренимал мастерство не только от учителя, но и от Пьетро Перуджино, который тоже был учеником Веррокио. Кроме того, на стиль Леонардо влиял Антонио дель Поллайоло, который имел свою собственную мастерскую недалеко от мастерской Верроккио. Помимо этого Поллайоло занимался изучением мускульной системы человека. Наверняка, Леонардо имел возможность общаться с Боттичелли. В 1460-1470-е годы во Флоренции жили выдающиесь ученые, которые оказали влияние на формирующийся ум Леонардо. Одним из них был Бенедетто дель Аббако, занимавшийся механикой и инженерным делом, и выдающегося математика, астронома и врача Паоло дель Поццо Тосканелли. Должно быть, именно их идеи на всю жизнь пробудили в Леонардо интерес к изобретательству, всяческим механизмам, математике и медицине. |