|
Франциск I не был интеллектуалом на троне. Но даже если он и не всегда понимал великого старца, которого сумел приблизить к своему двору, все же он испытывал восхищение перед его гением и смиренно выказывал ему почтенье. Когда Леонардо в 1516 или 1517 году прибыл в королевский замок, ему был сразу присвоен титул "Первый художник, инженер и архитектор Короля" - не потому, что от него ждали каких-то новых работ, а за то, что он уже сделал. Франциск отвел ему апартаменты в уютной усадьбе Клу и часто навещал его там, считая, что полному сил двадцатидвухлетнему королю гораздо легче навестить больного шестидесятичетырехлетнего художника, чем тому просить аудиенции. Несмотря на паралич правой руки и постоянное внимание короля Леонардо ухитрялся кое-что делать в Амбуазе. Почти вероятно, что он больше не занимался живописью, разве что добавлял штрих-другой к уже законченным картинам, тем, что были у него под рукой. Художника интересовала прокладка каналов в долине Луары и ее притоков: сохранилось его два гидрографических рисунка с названиями французских рек. Возможно, он рисовал планы, а может быть, даже руководил закладкой фундамента огромной крепости, которую Франциск задумал строить в Роморантене. Вероятно, Леонардо принимал участие в подготовке придворных празднеств. О других занятиях Леонардо во Франции мало известно. Можно представить, что он мирно погружался в дремоту, переходя из жизни в смерть. В 1518 году художник написал завещание, по которому свои рисунки и бумаги оставлял Фринческо Мельци, кое-какие деньги - сводным братьям, а виноградник близ Милана - Салаино. Чувствуя приближение смерти, мастер стал усердно изучать все, что касалось религии, истинной и святой христианской веры, а затем с обильными слезами исповедался и покаялся. У него было обыкновекние доказывать, что он был грешен перед богом. 2 мая 1519 года великий художник скончался. Леонардо, любитель и создатель всяческих мистерий был похоронен среди принцев и государственных советников в Амбуазе. В суматохе последующих лет, во время революций и войн, кладбище пришло в запустение и могила великого художника была забыта. Как только Леонардо был опущен в могилу, смутная дымка таинственности, окружавшая его имя при жизни стала еще гуще. Много лет спустя после его смерти его обожествляли, приравнивали к святым. |