|
Верона - город Ромео и Джульетты, город, воспетый Петраркой, Шекспиром, Гете,
Байроном. Это один из самых известных и прекрасных городов Италии, со множеством
памятников мирового значения. Верона — это город-жемчужина, скрывающий за своими
изящными фасадами многовековую и славную историю. Уже с самых древних эпох здесь,
на одном из участков Паданской долины, появились поселения людей, привлеченных пересечением
таких важных артерий, как река Адидже и перевал Бреннер через Альпы.К доисторическим временам
принадлежит этрусская стоянка, по-явившаяся близ нынешнего холма Сан Пьетро - там, где
существовал брод через реку.Первые контакты местных жителей с римлянами историк Полибий
относит к 4 веку до н.э.
|
Верона
|
Последующее развитие поселения было связано в первую очередь с
прокладкой в 148 году до н.э. Постумской дороги, связавшей Вечный Город с районами Аквилеи
и современной Генуи. Именно этим объясняется быстрый рост числа жителей на правом берегу
Адидже с середины 2 века до н.э. Еще более значительное развитие поселок получил с
середины 1 века до н.э., когда он был включен в состав Римской империи. Постепенно возник
классический древнеримский город (Colonia Augusta Verona), жилые постройки заняли
правобережную часть, в то время как левобережье было отведено для религиозных культов
и увеселений - тут возник грандиозный языческий храм и театр.
Прямоугольные кварталы города формировались сетью параллельных и перпендикулярных
улиц - эта особенность древнеримской планировки присуща и нынешнему центру Вероны.
Всю жилую зону (кроме стороны, обращенной к реке) защищали крепостные стены с двумя
заставами. Уже в 1 веке н.э. застройка выплеснулась за городские стены. Именно к
этому периоду относятся такой важный памятник античности как Амфитеатр. Он также
первоначально находился за городскими стенами, которые были расширены лишь в 265
году, когда из-за угрозы нападений варваров император Галлиен предпринял ряд фортификационных
работ.
Гробница Джульетты |
В эпоху Средневековья, несмотря на различные драматические события
(нападение венгров в 10 веке, периодические эпидемии чумы), Верона быстро развивалась -
благодаря выгодному географическому положению и предприимчивости местных купцов.
Правители Вероны Делла Скала (иначе - Скалигеры) возвели новые крепостные стены,
замок Кастельвеккио, сформировали ансамбли центральных площадей Вероны -
Пьяццы делле Эрбе и Пьяццы дей Синьори.В 1405 году Скалигеры навсегда перестали быть правителями Вероны,
попавшей под владычество венецианцев. |
Венецианское правление поначалу
не оказывало значительного влияния на архитектурный облик города, сложившийся при
Скалигерах. Но в 16 веке, когда здесь начал работать гениальный Санмикели, Верона
значительно преобразилась. Была разобрана цитадель герцогов Висконти на южной
периферии города, и на ее месте возник новый жилой квартал. Появились новые фортификации
и новые участки крепостных стен, а главное — возникли аристократические резиденции,
изменившие облик целых районов.
Следующий, 17 век, отмеченный ужасной чумой 1630 года, отчуждением веронской знати от
высших эшелонов Венецианской республики и утратой Вероной стратегического значения, привел
к разборке ненужных теперь укреплений и образованию просторных городских пространств,
в первую очередь - в районе Пьяцца Бра. На рубеже 18-19 веков тихое прежде поселение
превратилось в арену борьбы различных европейских сил. В 1796 году сюда торжественно
вошла французская республиканская армия, положившая конец "венецианскому периоду",
но уже в 1801 году по Люневильскому мирному договору Верона была разделена между Австрией
и Цизальпинской республикой, которой стала целиком принадлежать с 1805 года. C 1815 года
город попал под владычество Габсбургов. При австрийцах Верона опять стала крепостью, играя
роль аванпоста их владений на Апеннинах.
Плебисцит 1866 года подтвердил желание веронцев жить в объединенной Италии. Из Второй
мировой войны город, в результате операций нацистов и бомбардировок союзников, вышел
тяжко поврежденным, однако уже в 1945 началась его реконструкция. |
Статуя Джульетты |
Балкон Джульетты |
Очень многим город обязан Вильяму Шекспиру, избравшим местом действия своей
бессмертной трагедии улицы и площади средневековой Вероны: "Не существует мира вне Вероны,
а лишь мытарства, пытка, ад. Кто изгнан отсюда, изгнан из мира, а кто изгнан из мира,
тот мертв". И сегодня, в современном городе, можно посетить места, связанные с историей
Ромео и Джульетты.
По соседству с Пьяцца делле Эрбе, на Виа Каппело, расположен Дом
Джульетты - строение 13 века с кирпичным фасадом. Согласно преданию, оно принадлежало
семейству Капулетти.
|
Во внутреннем дворе, где установлена бронзовая скульптура Джульетты,
можно увидеть знаменитый балкон, на котором девушка внимала пламенным речам Ромео.
Памятная доска повторяет на английском и итальянском языках наиболее известные строки из
шекспировской трагедии. В Доме Джульетты бережно воссоздана атмосфера той эпохи - изящные
салоны, палаты.
На Виа делле Арке Скалиджере расположен Дом Ромео, построенный в 14 веке.
Впрочем, здесь мы имеем дело с явной легендой, т.к. строение, называющееся ныне Домом Ромео,
в действительности принадлежало Каньоло Ногароло. Эта историческая действительность, впрочем,
не умаляет очарования здания, увенчанного внушительными зубцами, и сохраняющего, особенно во
внутренних двориках, реальные следы былых эпох. Пустой и скромный саркофаг из мрамора
молва назвала гробницей Джульетты. Могила находится в крипте упраздненного монастыря
капуцинов на Виа дель Понтьери.
|
Дом Ромео |
Печальная обстановка этого помещения прекрасно соответствует
духу последних страниц трагедии Шекспира. Вместе с Домом Джульетты оно стала объектом
непрекращающегося паломничества.
Амфитеатр Вероны |
Величественный Амфитеатр - главный, и, вне сомнения, наилучшим образом
сохранившийся древнеримский монумент Вероны, более известный в Италии под названием Арена.
В античности здесь шли бои гладиаторов, цирковые спектакли различного рода, ристалища,
морские бои (навмахии), для чего "сцену" целиком заливали водой. Арена, возникшая в
1 веке н.э., состояла из четырех эллиптических колец с внутренними осями в 44 и 74 метра
и осями внешними (включая исчезнувшее кольцо) в 109 и 139 метров. Из мраморных блоков строители
высекли сорок четыре ряда.
|
Амфитеатр включал в себя и наружное овальное кольцо, от которого в
настоящий момент остался лишь небольшой фрагмент, так называемое "крыло" с четырьмя арками на
каждом ярусе. За минувшие века Амфитеатр погрузился в землю на два метра.
Среди интереснейших памятников Вероны надо назвать базилику Сан-Зено - один из лучших
памятников романского зодчества в Италии. Первая церковная постройка появилась тут уже
в 4-5 вв., за ней последовала вторая, возведенная по повелению короля франков Пипина.
Вероятно, именно в тот, второй храм, были торжественно помещены в 807 году мощи святителя
Зенона. В 306 году Зенон был рукоположен епископом Вероны, впоследствии от стал считаться
святым покровителем города. Святителю принадлежит заслуга обращения местного населения в
христианство. |
Базилика Сан-Зено |
Алтарный триптих в Сан-Зено |
Дошедшая до нас постройка датируется примерно 1120 годом. Колокольня базилики
была возведена в середине 11 века. Частичной перестройке подверглась базилика в конце
14 века - тогда была сооружена апсида и плафон главного нефа. Рядом с базиликой
существовало огромное бенедиктинское аббатство. Сегодня от братских корпусов аббатства
остались лишь массивная башня с зубцами и несколько помещений в доме каноника. |
Центральный фасад базилики, сооруженный из туфа и мрамора, украшен огромным окном-розой, прозванным
горожанами "колесом фортуны" из-за фигурок людей, расположенных по его окружности и, как
бы, возносящихся вверх или низвергаемых судьбой.
Одна из главных драгоценностей храма - алтарь, расписанный известным
итальянским живописцем Мантеньи в 1457-1459 гг. В 1797 году, когда Верона была взята
войсками Наполеона, знаменитый алтарь Сан-Зено был вывезен в качестве трофея во Францию.
В 1816 году французы вернули алтарный триптих, а несколько небольших композиций так и остались
во Франции - они сейчас хранятся в Лувре и в музее города Тура. В церкви Вероны на их месте -
под главной алтарной композицией - находятся копии. |
Кафедральный собор Вероны |
Интерьер Кафедрального собора |
Кафедральный собор Вероны (Дуомо) высится над небольшой площадью, носящей название,
естественно, Пьяцца Дуомо. Храм был освящен в 1187 году, а затем надстроен и расширен
в середине 15 века, о чем свидетельствует фасад с огромными позднеготическими окнами.
Первоначальный, романский дух здания выражен в прекрасном двухъярусном портике,
прикрывающем входной портал и стоящем на витых колоннах, в свою очередь покоящихся
на спинах крылатых грифонов. |
Крестовые своды готического трехнефного зала поддерживают колонны сложной конфигурации из красного веронского мрамора
и стрельчатые аркады.
Интерьер собора расписан, преимущественно, Фальконетто, над алтарем
первой капеллы левого нефа "Вознесение мадонны" исполнено Тицианом.
Базилика Св. Анастасии - самая большая из храмов Вероны - изумительная готическая
постройка, возведенная доминиканцами на месте, где, вероятно, уже существовала церковь
с таким посвящением. Сооружение храма началось в 1290 году и продолжалось до 1481 года.
Верхняя часть главного фасада так и осталась незавершенной - не хватает облицовки.
Входной портал с двумя дверными проемами украшен изящными барельефами на темы Нового завета,
жития Святых Анастасии и Петра, а также истории доминиканского Ордена. |
Базилика Св.Анастасии | |
Интерьер базилики Св.Анастасии |
Внутри базилика разделена на три нефа круглыми колоннами, поддерживающими просторные
своды с растительным орнаментом.
Интерес представляют водосвятные чаши, изваянные в 16 веке. Эти чаши опираются на
знаменитые гротескные статуи, прозванные горбунами Святой Анастасии.
О Вероне можно рассказывать бесконечно долго - Верона античная, Верона готическая,
Верона барочная - все они одинаково интересны и каждая из них заслуживает отдельного
разговора. |
|