|
Музей Сан-Марко открылся для публики в 1869 году. Он размещается в здании древнего
доминиканского монастыря, которое стало государственной собственностью в 1866 году.
Начало постройки сооружения относят к XIV веку. Первоначально монастырь принадлежал монахам-
сильвестринцам, а потом был передан доминиканскому ордену. В XV веке монастырь был перестроен
архитектором Микелоццо (1396-1472), который преобразовал конструкцию здания, приспособив ее для
нужд монастырской общины. |
Аркада Сан-Антонио, архитектор Микелоццо |
Созданные архитектором помещения были украшены фра Беато Анжелико (1395-1455). Он создал
уникальный живописный цикл, который сопровождал монахов во время всех их индивидуальных и общих
молитв.
Беато Анжелико. 'Снятие с креста' |
Каждый посетитель монастыря мог совершить неторопливую прогулку по помещениям, созерцая
фрески в кельях и Зале для Собраний (Sala del Capitolo) и изображения в Богадельне.
Главное качество этого музея - удивительное соответствие между зданием и его содержимым.
Вы можете посетить уникальное создание архитектуры флорентинского Ренессанса - аркаду
Сан-Антонио, конструкция которой несет в себе идею света, спокойствия, меры, рациональной
гармонии. |
<
td>
Аркада, созданная во время перестройки монастыря в XV веке, является исходной точкой для
осмотра музея Сан-Марко. Ее стены покрыты фресками начала XVII века, которые изображают
сцены из жизни Святого Антонина Пьероцци, бывшего в XV веке епископом Флоренции.
Из аркады Сан-Антонио можно пройти в Богадельню, средневековое помещение,
которое Микелоццо значительно преобразовал, придав типичному готическому пространству
ренессансную рациональность. В этом зале посетитель может увидеть почти все работы Беато
Анжелико, принадлежавшие Флорентинским Галереям и переданные в музей в 1921 году.
Фра Бартоломео. 'Мадонна с младенцем, алтарь Синьории' |
Фра Бартоломео. 'Страшный суд' |
Наиболее важные из них - "Последний суд", "Снятие с креста", "Алтарь Боско аи Фанти"
, "Алтарь Сан-Марко", Следуя далее, вы окажетесь в большой Зале Собраний, которую украшает
"Распятие" Беато Анжелико.
Затем вы пройдете в ведущие в Большую Трапезную боковые залы. В них представлены работы Фра
Бартоломео - второго доминиканского художника, |
жившего в обители в начале XVI века. Его
произведения были обнаружены сравнительно недавно в кухонных помещениях за Большой Трапезной,
и теперь посетители могут любоваться его "Алтарем Синьории" (Pala della Signoria) и
недавно отреставрированной фреской "Последний суд".
В Большой Трапезной вы увидите фреску "Чудесный ужин Святого Доменика", созданную в 1536 году
художником Джованни Антонио Сольяни. Традиционность выбора темы, простота и строгость
исполнения показывают, как далеки были флорентийские художники от эмоционального маньеризма
того времени. |
Антонио Сольяни. 'Чудесный ужин Святого Доменика' |
Две покрытые фресками крытые аркады оказываются на пути посетителя музея. Одно из помещений,
относящееся к XVII веку, - часть музея, тогда как второе, расписанное в XVIII веке, находится в
пользовании монастыря.
Коридор с кельями на втором этаже |
Затем посетитель переходит в Малую Трапезную, которая предназначалась для наиболее важных
гостей монастыря. Она примыкает непосредственно к помещениям для гостей. В Малой Трапезной
можно увидеть фреску "Последняя вечеря" Доменико Гирландайо. Традиционный библейский сюжет
исполнен мастером с соблюдением всех предустановленных канонов. Но любители живописи несомненно
заметят в произведении Гирландайо наличие определенных символов, свойственных фламандскому
искусству. |
В помещениях для гостей в настоящее время располагается коллекция предметов, обнаруженных во
время разрушения в XIX веке старой части Флоренции. Множество находок из камня и дерева,
стенные фрески появились здесь в 1894 году, образовав особый "музей в музее" - отдел старой
Флоренции.
Микелоццо, Беато Анжелико, Козимо I и Святой Антонио - главные герои музея Сан Марко.
Архитектура первого, живопись второго, гуманистическая философия третьего и католическая
мысль четвертого дополняют друг друга и формируют единое целое. |
Беато Анжелико. 'Преображение' |
Беато Анжелико. 'Благовещение Девы Марии' |
На втором этаже это сложное сочетание особенно ярко выражено. Интеллектуальная, светлая
конструкция библиотеки, созданная по образцу базилики, что должно было воплощать ее суть
"храма знаний", оттеняет и по своему дополняет ритмичную бело-серую протяженность коридора,
словно уходящего в бесконечность.
|
В коридоре, куда выходят двери келий, находится знаменитое "Благовещение Девы Марии"
Беато Анжелико - образ, считающийся высшим воплощением христианского художественного
воображения.
Этот образ открывает цикл изображений на сюжеты из жизни Христа, цикл,
поражающий зрителя необычайным внутренним светом, конкретностью и в то же время абстрактностью
образов, неземными цветами: "Преображение", "Не прикасайся ко мне", "Осмеяние Христа".
Элегантная, светлая, гармоничная конструкция библиотеки Микелоццо со стройными
колоннами и логичностью всех элементов делает ее образцом ренессансных библиотек. |
Беато Анжелико. "Не прикасайся ко мне"
|
Фра Бартоломео. "Портрет Савонаролы" |
Здесь можно увидеть старинные рукописи разных эпох, дающие представления о многих важных
событиях истории Флоренции, в том числе о деятельности и казни Савонаролы, который был
настоятелем монастыря в конце XV века, своими проповедями вызвал недовольство Папы и был
сожжен в 1498 году. |
Яндекс.Реклама
|