ЦИОЛКОВСКИЙ Константин
Эдуардович (1857-1935) - русский советский учёный и изобретатель в области
аэродинамики, ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля; основоположник современной
космонавтики. Родился в семье лесничего. После перенесённой в детстве скарлатины
почти полностью потерял слух; глухота не позволила продолжать учебу в школе,
и с 14 лет он занимался самостоятельно. С 16 до 19 лет жил в Москве, изучал физико-математические
науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 экстерном сдал экзамены на звание
учителя и в 1880 назначен учителем арифметики и геометрии в Воровское уездное
училище Калужской губернии. К этому времени относятся первые научные исследования
Циолковского. Не зная об уже сделанных открытиях, он в 1880-81 написал работу
"Теория газов", в которой изложил основы кинетической теории газов.
Вторая его работа - "Механика животного организма" (те же годы) получила
благоприятный отзыв И. М. Сеченова, и Циолковский был принят в Русское физико-химическое
общество. Основные работы Циолковского после 1884 были связаны с четырьмя большими
проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого
аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий.
С 1896 Циолковский систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов
и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий.
После Октябрьской революции, 1917 года, Циолковский много и плодотворно работал
над созданием теории полёта реактивных самолётов, изобрёл свою схему газотурбинного
двигателя; в 1927 опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке. Первым
печатным трудом о дирижаблях был "Аэростат металлический управляемый"
(1892), в котором дано научное и техническое обоснование конструкции дирижабля
с металлической оболочкой. Прогрессивный для своего времени проект дирижабля Циолковского
не был поддержан; автору было отказано в субсидии на постройку модели. Обращение
Циолковского в Генеральный штаб русской армии также не имело успеха. В 1892 Циолковский
переехал в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном
училище. В этот период он обратился к новой и мало изученной области летательных
аппаратов тяжелее воздуха. Циолковскому
принадлежит идея постройки аэроплана с металлическим каркасом. В статье "Аэроплан
или Птицеподобная (авиационная) летательная машина" (1894) даны описание
и чертежи моноплана, который по своему внешнему виду и аэродинамической компоновке
предвосхищал конструкции самолётов, появившихся через 15-18 лет. В аэроплане Циолковского
крылья имеют толстый профиль с округлённой передней кромкой, а фюзеляж - обтекаемую
форму. Циолковский построил в 1897 первую в России аэродинамическую трубу с открытой
рабочей частью, разработал методику эксперимента в ней и, в 1900 на субсидию Академии
наук, сделал продувки простейших моделей и определил коэффициент сопротивления
шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и др. тел. Но работа над аэропланом,
так же как над дирижаблем, не получила признания у официальных представителей
русской науки. На дальнейшие изыскания Циолковский не имел ни средств, ни моральной
поддержки. Много лет спустя, уже в советское время, в 1932 он разработал теорию
полёта реактивных самолётов в стратосфере и схемы устройства самолётов для полёта
с гиперзвуковыми скоростями. Важнейшие научные результаты получены Циолковским
в теории движения ракет (ракетодинамики). Мысли об использовании ракетного принципа
в космосе высказывались Циолковским ещё в 1883, однако строгая теория реактивного
движения изложена им в 1896. Только в 1903 ему удалось опубликовать часть статьи
"Исследование мировых пространств реактивными приборами", в которой
он обосновал реальную возможность их применения для межпланетных сообщений. В
этой статье и её продолжениях (1911, 1912, 1914) он заложил основы теории ракет
и ЖРД. Рассмотрение практической задачи прямолинейного движения ракеты привело
Циолковского к решению новых проблем механики тел переменной массы. Им впервые
была решена задача посадки КА на поверхность планет, лишённых атмосферы. В 1926-29
Циолковский разработал теорию многоступенчатых ракет. Он рассмотрел (приближённо)
влияние атмосферы на полёт ракеты, а также вычислил необходимые запасы топлива
для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли.
|