Интонация
В нашей школе для учащихся 4-5-х классов организованы занятия факультатива "Музыка
и компьютер".
Учащиеся постигают азы музыкальной грамоты, используя новые информационные
технологии. Одно из занятий мы предлагаем вашему вниманию.
Тема урока: "Интонация".
Цель урока: Показать, что интонация является средством музыкальной выразительности.
Задачи урока:
1. Определить связь между разговорным языком и музыкальным;
2. Определить понятие музыкальной интонации и её видов;
3. Закрепить навыки работы с Меню Пуск, отработать первичные навыки набора текста.
Ход урока:
1. Повторение материала;
2. Прослушивание стихотворных произведений;
3. Новый материал - интонация и её разновидности;
4. Работа на ПК;
5. Итог урока;
6. Домашнее задание.
Для проведения урока необходимы: компьютеры, иллюстрации, музыкальные записи.
Учитель музыки: - Ребята, давайте вспомним с какими
средствами музыкальной выразительности мы познакомились на предыдущих занятиях?
Учащиеся: - C мелодией.
Учитель музыки: - А что такое мелодия?
Учащиеся: - Пение,напев, песня.
Учитель музыки: Мелодическое начало тесно связано со звучанием живой человеческой речи, с ее интонациями.
Интонация – одно из свойств человеческой речи и пения.
Более того, интонация является связующим звеном разговорной речи и музыкальной.
Учитель: - Записываем в тетрадь, речевая интонация – это выразительное средство живой речи.
Если прислушаться к разговору на незнакомом языке, то несмотря на непонимание слова,
можно уловить интонацию гнева, возмущения, удивления, вопроса, просьбы.
Ребятам предлагается послушать музыкальный фрагмент из песни-баллады «Лесной царь» Шуберта.
Учитель: - Ребята, как звучала музыка?
Учащиеся: - Она менялась, тревожно, зло, быстро, таинственно.
Учитель: - Вам понятен был язык, на котором исполнялось музыкальное произведение?
Учащиеся: - нет.
Учитель: - А какие интонации в голосе исполнителя вы услышали?
Учащиеся: - Волнение, тревога, нежную, манящую, спокойную, твёрдую.
Учитель: - В этом произведении интонация постоянно меняется. А как вы думаете, для чего?
Учащиеся: - Чтобы было интереснее, лучше, для того, чтобы о чем-то рассказать.
Учитель: - Правильно (учитель очень коротко рассказывает о музыкальном произведении. Участвуют три героя: Отец,
сын, Лесной царь. Лесной царь коварен, он хочет забрать себе сына, который тяжело болен. Отец его оберегает от
лишних тревог, хотя в конце произведения сын всё равно умирает).
Стоит обратить внимание на интонацию этих трёх героев: отец – спокойный; сын – испуганный, тревожный;
Лесной царь – ласковый,
требовательный, злой и угрожающий.
Учитель: - Любое слово можно произнести по-разному: с вопросительной, утвердительной или восклицательной
интонацией (например: звонок. звонок? Звонок!)
Звонок!
Звонок?
Звонок.
Ребята могут привести свои примеры и произнести их вслух с разными интонациями в голосе. Все слушают и оценивают.
Учитель: - А кто приготовил стихотворение и сможет его прочитать?
Ребята читают свои отрывки стихов, которые они приготовили, а потом обсуждается то, насколько выразительно
они их прочитали. И какие речевые интонации использовали.
Следующий этап урока предпологает использование компьютера.Учащиеся самостоятельно включают ПК.
Используя кнопку Пуск на панели задач открывают программу Word, а затем набирают текст тех стихотворений,
которые они читали. Здесь уместно напомнить, что загрузку программы можно проводить и через ярлык на Рабочем столе.
Цель практической работы - отработать набор знаков препинания, так как в стихотворениях их бывает достаточно много. Учитель информатики объясняет
ребятам правила набора и помогает учащимся использовать нужные сочетания клавиш.
Затем, пока учитель информатики, проверяет правильность набора текста, учитель музыки,подводя итог урока, записывает с учащимися определение:
Музыкальная интонация - это выразительное отражение происходящего с помощью музыкальных звуков.
Интонации в музыке бывают устойчивыми и неустойчивыми.
Для того, чтобы выразить вопрос, просьбу, недоумение, композиторы используют неустойчивые интонационные звучания (неустои).
А утверждение, ответ, приказание отражаются устойчивыми интонационными звучаниями (устоями).
Учитель музыки: - Сейчас мы послушаем произведение С. С. Прокофьева «Болтунья». Постарайтесь ответить на вопрос:
a) Почему произведение так называется?
b) Какими интонациями пользуется композитор в своей музыке?
Это будет ваше домашнее задание.