Театр Маяковского

        Маяковский нигде не был безучастным зрителем, равнодушным наблюдателем, даже тогда, когда сидел в театральном зале.

        Маяковский мечтал о ярком и выразительном зрелище, публицистическом театре, где актер мог бы прямо обратиться к зрителю, а сидящие в зале чувствовали бы себя связанными десятками нитей с происходящим на сцене.

        "Главный путь, - говорил Маяковский на диспуте "Театральная политика советской власти, - идет по линии районных театров, клубов и эстрад".

        Пьесы, написанные самими актерами молодежных театров, были очень не совершены, но именно здесь на сцене впервые появились обыкновенные рабочие и работницы, комсомольцы, с их мыслями, характерными чертами речи и быта. Рабочий театр сразу же, без промедления откликался на самые актуальные, животрепещущие темы дня, он был близок и понятен зрителю.

        Маяковского привлекало в самодеятельном драматическом театре публицистичность, массовость, творческий подъем, инициатива, энтузиазм молодежи. Поэта все время тянуло к театру и кино. Театр привлекал его своей массовостью, действенностью, непосредственным и прямым общением со зрителем.

        Во второй половине двадцатых годов работа для театра и кино начинает все более и более захватывать Маяковского.

        В 1926 и 1927 годах он написал киносценарии: "Дети", "Слон и спичка", "Сердце кино", "Любовь Шкафолюбова ", "Декабрюхов и Октябрюхов ", "Как поживаете? ", "История одного нагана ", "Товарищ Копытко ", "Позабудь про камин ".

        Большая часть из них не была осуществлена ; киноискусство еще только начинало у нас развиваться, трудно было найти исполнителей для сложных замыслов Маяковского.

        "Хорошо!" тоже было сначала задумано как героикосатерическое представление, и драматические элементы очень сильны в этой поэме.

        Но уже в следующем , 1928, году Маяковский поглощен работой над сатирической комедией "Клоп". Он ищет совершенно особую театральную форму, в которой традиции классической сатиры Гоголя, Щедрина, Сухово-Кобылина самым неожиданным образом соединились бы с приемами, характерными для кино и самодеятельного агитационного театра. "Клопа" Маяковский писал во время новой заграничной поездки. Он ездил по путевке "Комсомольской правды". Из Парижа поэт прислал редактору газеты Кострову стихотворение, которое называлось "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви". Тогда же было написано другое стихотворение -"Письмо Татьяне Яковлевой", повещенное девушки, дочери русских эмигрантов, которую Маяковский встретил в Париже и полюбил.

        Поэт мечтал вернуться на родину вместе с нею, вырвать ее из чужой ему среды. Их разделяло не только расстояние между Москвой и Парижем. По обе стороны пограничного рубежа лежали непросто разные страны, это были два противоположных мира, противоположных по своей сути, психологии, взглядам, моральным принципам.

        В это время поэт работал над сатирической пьесой, любовь заставляла его с еще большей яркостью обрушиваться на уродливый быт мещан и обывателей, на все, что мешало счастью и радости простых и хороших людей.

        Тему пьесы "Клоп" Маяковский взял из жизни. "Обработанный и вошедший в комедию материал, - писал Маяковский в "Огоньке", - это громада обывательских фактов, шедших в мои руки и голову со всех сторон, во время газетной и публицистической работы, особенно по "Комсомольской правде".

        В своей пьесе Маяковский и изобразил человека, который "отрывается от своего класса во имя личного быта", "бывшего рабочего, бывшего партийца, ныне жениха", поменявшего имя Присыпкин на изящное - Пьер Скрипкин. Под руководством приспособленца и дешевого франта - сейчас мы бы его назвали "стилягой "- Олега Баяна Присыпкин приобщает к "культуре", постигает тайны фокстрота и "хороших манер", перестраивает свой быт на "новый лад".

        Принципы театра Маяковского, найденные в "Клопе", получили свое развитие в следующей пьесе, в драме в шести действиях с цирком и фейерверком "Баня", написанной в 1929 году.

        Маяковский отстаивал свои сатирические пьесы. Но все-таки его противником удалось внушить театрам мысль, что пьесы Маяковского не сценичны, неправдивы. После первых постановок, еще при жизни Маяковского, "Клоп" и "Баня" не ставились в течение 25 лет. Лишь в наши дни, после 1953 года, пьесы Маяковского вновь вышли на сцены наших театров. По радио и телевидению звучат комедии Маяковского, помогают ломать самую почву, где могут возрастать присыпкины, баяны, победаносиковы. Сатира Маяковского остается на вооружении строящего коммунизм народа.

Вперед

Назад

Яндекс.Реклама