"Анна Снегина"

Сентябрь 1924 года. Есенин предпринимает поездку на Кавказ, вторую в своей жизни. Он ещё не знает, что на этот разпробудет здесь почти полгода, что эта поездка на юг станет как бы его, есенинской, болдинской осенью.

Здесь Есениным будут написаны многие "маленькие поэмы": "Письмо к женщине", "Русь уходящая", "Русь бесприютная", "Письмо деду", "Ответ", "Стансы", "Метель", "Весна", "На Кавказе", "Поэтам Грузии", "Баллада о двадцати шести", поэма "Цветы", стихи из цикла "Персидские мотивы"; здесь будет создана лучшая, "вершинная" поэма - "Анна Снегина". В Баку, Тифлисе, Батуме Есенин впервые опубликует двадцать семь своих новых произведений. Всё это - за полгода! Создать в такие сжатые сроки такие поистине классические произведения мог только гениальный художник.

Трудно представит то волнение, которое испытал Есенин, когда держал в руках рукопись только что оконченной поэмы "Анна Снегина", на последней странице которой была обозначена дата её рождения: "Январь 1925. Батум".

Поэма была напечатана в четвертом номере "Красной нови" за 1925 год.

"Радостный, он пришёл ко мне с номером журнала, ещё пахнущим типографской краской, - вспоминат жена поэта Софья Андреевна Толстая-Есенина.- Раскрыл журнал и начал читать.

И прочитал... всю поэму. Я сидела не шелохнувшись. Как он читал!"

В своих комментариях к поэме она подчеркивает: "Анна Снегина" в значительной степени автобиографична. В ней определились некоторые моменты из лично биографии поэта и революционные события в Петрограде и в деревне, очевидцем и участником которых был сам Есенин".

В пейзаже поэмы, лирических сценах "Анна Снегиной" по-своему отразились константиновские впечатления поэта.

"За церковью, у склона горы, на которой было старое кладбище, - вспоминает младшая из сестер поэта, А. А. Есенина, - стоял высокий бревенчатый забор, вдоль которого росли ветлы. Этот забор, тянувшийся почти до самой реки, огораживавший чуть ли не одну треть всего константиновского подгорья, отделял участок, принадлежавший помещице Кашиной Л. И., имение которой вплотную подходило к церкви...

Л. И. Кашина была молодая, интересная и образованная женщина, владеющая несколькими иностранными языками. Она явилась прототипом Анны Снегиной, ей же было посвящено Сергеем стихотворение "Зелёная прическа"..."

Л. И. Кашина явилась для поэта лишь одним из прототипов его героини. После революции жизнь её сложилась совершенно по-иному, чем судьба Анны Снегиной.

Октябрь в деревне - главная тема "Анны Снегиной". С революционными событиями 1917 года самым тесным и непосредственным образом связана судьба её главных героев: помещицы Анны Снегиной, весь хутор которой во время революции крестьяне "забрали в волость с хозяйкой и со скотом"; крестьянина-бедняка Оглоблина Прона, борющегося за власть Советов и мечтающего побыстрее открыть коммуну "в своем селе"; старика мельника и его жены - доброй ворчливой хлопотуньи; рассказчика-поэта, земляка Прона, вовлеченного революционной бурей в "мужицкие дела". Отношение Есенина к своим героям проникнуто глубочайшим лиризмом и нескрываемой, тревожной озабоченностью за их нелегкие судьбы:

Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
И сколько с войной несчастных
Уродов теперь и калек!
И сколько зарыто в ямах!
И сколько зароют ещё!
И чувствую в скулах упрямых
Жестокую судоргу щек.

В отличие от первых произведений, воспевающих преображенную крестьянскую Русь как единое целое, в "Анне Снегиной" поэт показал разных "мужиков": крестьяне-труженики, особенно деревенская беднота, горячо приветствует Советскую власть и идут за Лениным; есть среди крестьян и такие, которых, по глубокому убеждению Прона, "надо ещё варить"; есть закоренелые собственники, вроде "отвратительного малого" - возницы; есть крикуны и бездельники, как Лабутя, ищущие в революции "легкой жизни".

Анна Снегина, когда-то мечтавшая вместе с юным поэтом о славе, выбита революцией из привычного уклада жизни. На что-то, надеясь, она отправилась искать счастья на чужбину, но надежды растаяли, и осталась только мечта об утраченной родине:

"...Я часто хожу на пристань
И, то ли на радость, то ль в страх,
Гляжу средь судов все пристальней
На красный советский флаг.
Теперь там достигли силы.
Дорога моя ясна...
Но вы мне по-прежнему милы,
Как родина и как весна..."

Долгое время об "Анне Снегиной" было принято говорить только как о лирической поэме, хотя очевидно, что источник её художественной силы не только глубокой лиричности, но и в эпической масштабности изображаемых событий.

Герой поэмы объединяет её эпическое и лирическое течение в единое художественное целое. Взволнованный рассказ-воспоминание о юношеских встречах "с девушкой в белой накидке", о неожиданном свидании с Анной в "радовских предместьях" в дни революции, о её письме "с лондонской печатью", полном тоски по родине, во многом определяет лирическую тональность поэмы, усиливает её драматизм.

Яндекс.Реклама