Раннее творчество

Если смотреть ранние стихи Есенина, перед нами предстанет Русь с ее дорогами, то освещенными луной в зимнюю пору, то с их "солончаковой тоскою" летом. Эта Русь с ее красками, запахами движется перед нами, как большой, обжитый мир, родина, данная человеку для жизни. Все здесь мило поэту. Строй сравнений, метафор, всех словесных средств взят из крестьянской жизни, родной и понятной.

Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба
И с хрустом мысленно кусаю огурцы.
За ровной гладью вздрогнувшее небо
Выводит облако из стойла под уздцы.

Солнце сравнивается с сохой, месяц - с ягненком или с пастушьим рожком. Такие метафоры и сравнения насыщают почти каждое стихотворение.

Русская природа и деревенский быт определяют тематику ранних стихов Есенина, и прелесть этого естественного мира сливается у Есенина с горячей любовью к родине, к России. Природа, деревня и родина своеобразно объединяются в его стихах в едином чувстве прекрасного. Любовь к родине была для Есенина одним из самых могучих источников всей его поэзии.

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

Есенин принес в литературу образы родных полей, язык народа, его песен.

В стихах Есенина первой половины его творческой жизни много места занимают мотивы и образы, почерпнутые из церковно-христианских представлений и церковных книг. Даже первые сборники стихов Есенина, вышедшие после революции, озаглавлены в стиле духовных песен: "Сельский часослов", "Преображение", "Голубень".

Но Есенину не были присущи глубокая религиозность, мистика. Именно этим объясняется та легкость, с какой его поэзия смирения, облаченная в церковные ризы, сменяется поэзией богоборчества и даже богохульства: "Не молиться тебе, а лаяться научил ты меня, господь".

Яндекс.Реклама