Драматизм поэзии

Поэзия Есенина в высшей степени драматична и правдива, она полна острых социальных конфликтов и поистине трагейдиных коллизий, глубоких, порой, казалось бы, неодолимых, кричащих противоречий.

"Анна Снегина" и "Сорокоуст", "Песнь о великом походе" и "Москва кабацкая", "Ленин" (отрывок из поэмы "Гуляй-поле") и "Иония", "Капитан земли" и "Русь уходящая", "Стансы" и "Исповедь хулигана", "Поэма о 36", "Персидские мотивы" и "Черный человек" - поначалу трудно даже представить, что все эти поэмы создал один человек, да к тому же за три-четыре года! Такие они полярные по темам, такие, казалось бы, разнохарактерные по стилю, противоречивые. Вместе с тем как широк взгляд их автора на явления действительности, как кровно поэт связан с народной жизнью, как много он пережил, передумал!

Тем досаднее и огорчительнее, что в прошлом противоречия во взглядах и творчестве поэта чаще всего объяснялись лишь индивидуальными чертами характера Есенина, раздвоенностью его личности и другими субъективными моментами.

Долгое время упускалась из виду другая объективная сторона жизни и творчества поэта. Драматизм поэзии Есенина, ее сильные и слабые стороны, сама судьба поэта порождены теми объективными историческими условиями, в который поэт жил и создавал свои произведения.

Противоречия во взглядах и творчестве Есенина являлись глубоким и серьезным отражением, а его душе действительных явлений жизни, они,прежде всего, были источником и развития его поэзии.

Никогда еще перед художником столь ярко не открывалась красота "Земли и Человека", красота народного подвига во имя счастья и свободы.

Поэт истинный, народный не мог не увидеть, не запечатлеть в своих произведениях новую красоту действительности, рожденную революцией; не мог не сложить героической песни в честь великого похода восставшего народа; не мог он при этом остаться равнодушным и пройти мимо черных сил старого мира. Он был призван своим временем, совестью народной сказать о них - черных силах - такое слово, чтобы их черные дела, черные души обнажить до дна.

Вот почему особенно важно полнее раскрыть в стихах и поэмах Есенина объективную художественную правду.

При этом ни в коем случае нельзя сглаживать противоречия Есенина, нельзя выпрямлять его жизненный путь. Этого не следует делать даже при самых благих намерениях. Отнять у Есенина его противоречия, приглушить драматизм его поэзии, умолчать о некоторых его произведениях, а другие, наоборот, выпятить - это, значит, обокрасть и поэта, и самих себя!

Понять и раскрыть объективный характер противоречий Есенина, выявит и проследить главную тенденцию, главную линию развития его поэзии, показать, почему и как Есенин приходит от "Ионии" и "сорокоуста" к "Анне Снегиной", "Руси Советской", "Песни о великом походе", наконец, представить в истинном свете отношение поэта к Октябрьской революции и "проявить" подлинный характер народности и гражданственности его стихов - вот важнейшие из проблем, которые возникают, когда мы ведем разговор о Есенине, его творчестве, судьбе поэта.

Яндекс.Реклама
Яндекс.Реклама