"Коммуной вздыбленная Русь"

Каждая эпоха, каждое новое поколение как бы заново открывает для себя больших художников прошлого.

Время Есенина - время крутых поворотов в истории России.

Судьба родины, народа, особенно русского крестьянства, в бурную революционную эпоху - вот что, прежде всего, волнует Есенина, вот что главным образом определяет идейно-художественное своеобразие его стихов и поэм.

В произведениях, созданных Есениным вскоре после февральских событий, уже отчетливо слышны раскаты бушующего океана крестьянской стихии, мятежного набата, буслаевской удали:

Слышен волховский звон
И Буслаев разгул,
Закружились под гул
Волга, Каспий и Дон.

Октябрь озарил есенинскую поэзию новым светом. "Не будь революции, - подчеркивал он, - я, может быть, так бы и засох на никому не нужной религиозной символике..." В его стихах зачастую трудно было найти отображение конкретных революционных событий. Новый мир предстает в них еще либо в виде утопических картин мужицкого "рая" на земле, либо в виде романтического "града Ионии, где живет божество живых" и господствует "революционная вера".

"В 1918 году, - отмечал Есенин позднее, - я твердо почувствовал, что связь со старым миром порвана, и ... написал поэму "Иония", на которую было много нападок и из-за которой за мной утверждалась кличка хулигана".

В "Ионии" поэт не только поднимается до отрицания казенной церкви с ее ханжеством, фальшивой моралью, лживыми легендами. Он отбрасывает прочь мотивы смирения и покорности, звучавшие раннее в некоторых его стихах.

Именно в бунтарской , богоборческой тьме, такой значительой и характерной для первых послеоктябрьских стихов Есенина, прежде всего и проявлялась революционность поэта, восторженно принявшего "вихревое" начало революции:


Листьями звезды льются
В реки на наших полях.
Да здравствует революция
На земле и на небесах!

Высокая патетика, пророческий пафос, метафоричность образов - все это были новые черты художественного стиля поэта.

Уже в 1917-1918 годах образы, заимствованные поэтом из арсенала старой христианской культуры вступают в противоречие с явным тяготением Есенина как художника-реалиста к лексике, образам, рожденным Октябрем и передающим революционный накал тех незабываемых дней.

Яндекс.Реклама