На расстоянии


Истинная поэзия всегда глубоко человечна. Она всегда покоряет наши сердца любовью к человеку, верой в лучшие порывы его души. Поэзия всегда ведет вечный бой за Человека! Она мужественно и открыто выступает против зла, лицемерия, насилия. Она непримиримый враг всего античеловеческого, враг "черного человека".

Великие художники - всегда великие гуманисты. Как прометеев огонь, проносят они через века свою неколебимую любовь и веру в человека, в то, что будущее его светло и прекрасно. По своей творческой сути, по своим убеждениям и идеям они всегда великие мыслители и революционеры духа; они постоянно и настойчиво вслушиваются в биение народного сердца, в дыхание своей Родины, чутко улавливая при этом нарастающие раскаты новых революционных бурь и потрясений.


Гуманизм Есенина рожден, прежде всего, его великой любовью к Родине:

Черная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Где-то вдали, на кукане реки,
дремную песню поют рыбаки.

Оловом светится лужная голь...
Грустная песня, ты - русская боль.

Родина - это не географическое понятие, не голое поле и даже не три березки. Родина - это, прежде всего люди, твои соотечественники, это народ, который обстраивает, украшает свою землю, борется за свою свободу, дает этой земле свое родное имя.


"Человек! Подумай, что твоя жизнь, когда на пути зловещие раны. Богач, погляди вокруг себя. Стоны и плач заглушают твою радость. Радость там, где у порога не слышны стоны", - читаем мы в одном из ранних писем Есенина. Все видит, все замечает взор поэта, на все бесчеловечное, тревожное, горькое в жизни отзывается его чуткая, гуманная, легко ранимая душа. Даже там, где в стихах, казалось бы, речь идет не о человеке, главным для поэта остается Человек.

В дооктябрьский период именно гуманизм во многом помог Есенину определить свою общественную демократическую позицию, свое отрицательное отношение к мировой империалистической войне:

Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.

Грянул гром, чашка неба расколота,
Тучи рваные кутают лес.
На подвесках из легкого золота
Закачались лампадки небес.

Повестили под окнами сотские
Ополченцам идти на войну.
Загыгыкали бабы слободские,
Плач прорезал кругом тишину.


Такие строки могут родиться только в сердце художника, для которого война - непоправимое человеческое горе. Вот откуда и лирический накал, и гуманистический пафос этих строк.

Нельзя любить землю вообще. Человека - вообще. Только любя свою Родину, свой народ, своих соотечественников, можно стать великим гуманистом, художником, близким, доступным, понятным людям разных стран и наций.

Гуманизм - категория социальная, классовая, наполненная во все времена конкретным историческим содержанием. Мировое значение Есенина, действенная сила его гуманистической поэзии определяются тем, что он сумел "в развороченном бурей быте", преодолевая противоречия революционной эпохи, и свои субъективные заблуждения понять философски и раскрыть художественно в своих стихах и поэмах величайшее значение Октябрьской революции, к нравственному возрождению человека.


А каким окрыляющим гуманистическим пафосом наполнены строфы есенинской "Баллады о двадцати шести". Герои ее, бакинские комиссары, истинные гуманисты. Свобода, радость, счастье людей труда - смысл их жизни. Бессмертен их подвиг. Глубоким смыслом наполнен взволнованный разговор, который они "ведут" между собой:

То не ветер шумит,
Не туман.
Слышишь, как говорит
Шаумян:
"Джапаридзе,
Иль я ослеп,
Посмотри:
У рабочих хлеб.
Нефть - как черная
Кровь земли.
Паровозы кругом...
Корабли...
И во все корабли,
В поезда
Вбита красная наша
Звезда".

"Баллада о двадцати шести" заставляет нас невольно вспомнить проникнутые революционным гуманизмом чеканные строки "Левого марша" Владимира Маяковского, вспомнить героическую "Балладу о гвоздях" Николая Тихонова и другие выдающиеся произведения социалистической литературы, обращенной, прежде всего к Человеку нового, революционного мира.


Вся поэзия Есенина направлена на то, чтобы поддержать, окрылить человека, раскрепостить его духовно и создать для него такие условия общественной жизни, чтобы он действительно смог стать человеком.

Муза Есенина озарена немеркнущим светом истинной человечности, великой любовью к Родине, ко всему живому на земле

Милые, березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.

Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумол,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

Через Есенина нам еще полнее ныне открываются и вечно живой гуманизм Пушкина, и философский, полный тревог взгляд на мир Лермонтова, нам еще ближе и роднее становится крестьянская Русь Некрасова, во всей полноте видится любовь к России Блока, и мы все сильнее начинаем чувствовать не только эпическое дыхание, но и величайший лиризм поэзии Маяковского.

Так рассказать в поэзии о человеке, его земных радостях и тревогах, с такой душевной теплотой писать о своих соотечественниках, так глубоко увидеть трагедию человека в мире капитала, а главное, так понять и суть исторических событий, и богатство, красоту души тех, кто в дни революционного Октябрьского штурма встал во главе восставшей России, мог только человек, сам же столь открытый, честный, мужественный, мудрый, если надо, беспощадный к себе, своим ошибкам и заблуждениям, - человек, который по праву олицетворяет в себе лучшее и прекрасное в его народе. Именно таким сегодня, "на расстоянье", видится нам великий русский поэт Сергей Есенин.

Яндекс.Реклама