Введение

Но и тогда
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть,-
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".



В жизни истинного поэта рано или поздно наступают дни, когда талант его щедро открывается людям, а сам он для них неожиданно радостно, порой вызывающе дерзко входит в литературу. Проходит время, и творчество его становится неотъемлемой, драгоценной частью национальной культуры. Так было когда-то с Пушкиным, талант которого открыл Державин, с Пушкиным, чей мужественный, вольнолюбивый голос услышали декабристы, а затем - вся Россия. Так было позднее с Лермонтовым. Стихотворение "На смерть поэта" сделало имя его известным всей России. Затем Некрасов своим взволнованно-гневным "Размышлением у парадного подъезда" заставил содрогнуться от стыда всю честную, думающую Россию. Так было с Блоком, когда вслед за "Стихами о Прекрасной даме" зазвучали его "Вольные мысли", а затем трагические строки "Возмездия". Так было с Маяковским, поэтом эпохи Октября, призванным и мобилизированным революцией. Так было с Есениным...

Путь поэта от первых лирических стихов о родной природе до поэтической симфонии о России, возрожденной революцией, в "Анне Снегиной", "Песни о великом походе", "Руси Советской" - это путь смелых художественных открытий, полный творческого горения, идейных исканий, гражданского мужества.

И так глубоко и самозабвенно надо было любить Родину, какую чистую широкую душу надо было иметь, чтобы так мужественно по отношению к самому себе и так проницательно в отношении будущего России сказать:



Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною...
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищею Русь.



О некоторых характерных чертах этого будущего поэт "золотой бревенчатой избы" с удивительной прозорливостью писал ещё в 1918 году: "Пространство будет побеждено, и в свой творческий рисунок мира люди, как в инженерный план, вдунут осязаемые грани строительства. Воздушные рифы глазам воздушных корабельщиков будут видимы так же, как рифы водные. Всюду будут расставлены вехи для безопасного плавания, и человечество будет перекликаться с земли не только с близкими ему по планетам спутниками, а со всем миром в его необъятности".

Так мыслил Есенин. Кажется, что это сказано в наше время, а не в те трудные драматические дни, когда на молодую Республику Советов обрушилась интервенция, блокада, разруха и голод, когда даже иным писателям-фантастам Россия казалась "во мгле".

Время - самый суровый и справедливый критик.

Ныне все рельефнее, все весомее, все многограннее и полнее предстает перед нами образ Есенина, его неповторимая судьба великого поэта и человека.

Чем крупнее художник, масштабнее его творчество, самобытнее талант, противоречивее его эпоха, тем труднее порой современникам до конца оценить истинный вклад его в духовную жизнь нации, раскрыть все грани его дарования.

Наносное, случайное, субъективное, словно туман в горах, может на какое-то время закрыть от нашего взора, главное в творчестве художника, исказить, трансформировать его подлинный облик. Но если художник был истинным сыном своего народа и его действительно волновали прежде всего судьбы Родины, передовые идеи века, если он постоянно чувствовал свою высочайшую гражданскую ответственность перед Отечеством, если он настойчиво стремился к реалистическому изображению действительности, к правде и только правде, то рано или поздно словесный туман всяческих "легенд" и различного рода "романов без вранья" вокруг его имени рассеется бесследно и бесславно. И тогда, подобно горной вершине, обозначится явственно и зримо его неповторимый образ.

Яндекс.Реклама