Драматургия Блока



         Свои пьесы Блок называл "лирическими сценами", подчеркивая их отрывочность, фрагментарность, сближавшую его драматургию с лирикой. Пьесы эти предназначались для постановки на сцене. Но у них было мало общего с привычным русским или зарубежным театральным репертуаром. "Лирические драмы" Блока можно сравнить с оперными либретто немецкого композитора - Рихарда Вагнера.

        Ставить драмы Блока как реалистические спектакли невозможно. Совершенно особую природу своих драматических произведений не до конца понимал и сам Блок, мечтавший увидеть их на сцене Художественного театра. Именно туда отдал он сначала "Песню судьбы", а затем - "Розу и Крест". Однако К. С. Станиславский так и не осуществил их постановку. При жизни Блока единственным успешным спектаклем был "Балаганчик", поставленный режиссером В. Э. Мейерхольдом в 1906 г. в театре В. Ф. Комиссаржевской.

        Содержание "Балаганчика" отражало разочарование в "соловьевских заветах" и возвышенных ожиданиях, запечатленных в "Стихах о Прекрасной Даме". В героине пьесы - Коломбине автор хочет видеть "девушку с простым и тихим лицом".

        "Балаганчик" был написан как развитие одноименного стихотворения Блока. Другие драмы также связаны со стихами. "Песня судьбы" - с циклами "Снежная маска" и "Фаина", драма "Незнакомка" - со стихотворением под тем же названием. В каждом случае сюжет получал новые смысловые оттенки. Например, героиней драмы "Незнакомка" становится звезда, которая в ответ на призыв поэта упала с небес и приняла облик земной женщины - Марии. Но поэт так и не узнал ту, которую он призывал на землю.

На главную страницу
Яндекс.Реклама