Поэма "Двенадцать"

В январе 1918 года Блок написал всемирно известную поэму "Двенадцать". Это был первый значительный отклик русской литературы на Великую Октябрьскую революцию. Закончив поэму, Блок - всегда строгий к себе - записал в дневнике: "Сегодня я - гений".

        "Двеннадцать" - поэма о революционном Петрограде, поэма о крови, о грязи, о преступлении, о падении человеческом. Это - в одном плане. А в другом - о революции, о том, что через запачканных в крови людей в мир идет благая весть о человеческом освобождении.

        Снежная вьюга революции начинается с первых же строк поэмы; и с первых же строк черное небо и белый снег - как бы символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе.

        Черный вечер,
        Белый снег.
        Ветер, ветер!
        На ногах не стоит человек...

        Так через всю поэму проходят, переплетаясь, два внутренних мотива. Черный вечер - кровь, грязь, преступление; белый снег - та новая правда,которая через людей идет в мир.

        Хаос событий, хаос вьюги, хаос возмущенной стихии, сквозь которую видны обрывки проносящихся лиц, положений, действий, нелепых в своей обрывочности, но связанных общим полетом сквозь ветер и снег. Поэт рисует картину революционного Петрограда. Тут и огромный плакат "Вся власть учредительному собранию!", и "невеселый товарищ поп", и старушка, которая "никак не поймет, что это значит, на что такой плакат, такой огромный лоскут", и оплакивающая Россию "барыня в каракуле"...

        И вот на этом фоне, под нависшим черным небом, под падающим белым снегом, "идут двеннадцать человек..." Поэт нисколько не поэтизирует их. Напротив. "В зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз!"

        Черное не прощается, черное не оправдывается - оно покрывается той высшей правдой, которая есть в сознании двеннадцати. И за правду "пошли наши ребята в красной гвардии служить, буйну голову сложить!" За эту правду они убивают и умирают.

        Но что же вселяет в них решимость и бесповоротность, готовность ко всему и отсутствие жалости? Что, если нет ни надежды, ни веры? Героев "Двенадцати" на их мучительном пути поддерживает не мечта о будущем, а непрерывное ощущение врага: "Неугомонный не дремлет враг!", "Близок враг неугомонный", "Их винтовочки стальные на незримого врага..." Для двенадцати непрерывное ощущение могущественного врага оправдывает их недоверчивость и вооруженность, их отношение к жизни. То, что движет этими людьми, непрерывно требует врага и будет постоянно вызывать его из небытия по мере надобности. Вот почему к финалу поэмы тревога и страх за будущее только нарастают!

        Вот это и есть главная примета "нового мира", в который, как принято было считать, вступают герои Блока: всеобщая и непрерывная вооруженность против всего и вся, готовность в любом "переулочке глухом" встретить врага и биться с ним до полного уничтожения... И никакого намека на ту "справедливую, чистую, веселую и прекрасную жизнь", которую Блок назвал естественной целью революции.

Вокруг поэмы кипели ожесточённые споры. "Контрреволюционеры, саботажники искали в этой поэме издевки, скрытой иронии над ненавистной им революцией, изуверы, мистики орали о кощунстве", - вспоминает современник. На поэму и её автора обрушился шквал бешеной ругане, грязной клеветы, прямых угроз. Блок встретил его мужественно. В большевистской печати революционная поэма ,лока была оценена по достоинству."Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте революцию". Но Блок не только призывал слушать - он слушал сам. И плодом этого явилось величайшее достижение его поэзии, и в то же время русской поэзии после Пушкина, Некрасова, Тютчева, - его поэма "Двенадцать".

На главную страницу
Яндекс.Реклама