Друзья


И. Синельников

"Когда я познакомился с Николаем Алексеевичем,

знакомых у него было немного. Это прежде всего поэты Даниил Хармс и Александр Введенский. Он часто рассказывал мне о них. Я встречал их на собраниях Союза поэтов. Насколько я мог судить, там всерьез этих поэтов не принимали. Этому способствовали не только «заумность» стихов, но и их довольно странное поведение. Меня, впрочем, это удивляло мало, так как я знал, как в свое время вели себя футуристы, которым Хармс и Введенский явно в этом отношении подражали. Николай Алексеевич особенно ценил Хармса. Он часто повторял его стихотворение «Мы бежали, как сажени, на последнее сраженье», восхищаясь ритмом. Постепенно круг знакомств Заболоцкого расширялся. Его узнали и оценили Б. М. Эйхенбаум, Ю. Н. Тынянов, В. А. Каверин, будущий редактор пятитомного собрания творений Велимира Хлебникова — Н. Л. Степанов (их лекции я слушал в Институте истории искусств).

Юрий Николаевич Тынянов, автор замечательной книги «Архаисты и новаторы», по-видимому, увидел в Заболоцком архаиста, который, несмотря на традиционные метры, был по существу куда большим новатором, чем некоторые поэты, громко вещавшие о своем новаторстве. Николай Алексеевич показал мне книгу, подаренную ему Тыняновым. Надпись на ней гласила: «Первому поэту наших дней».Некоторое время спустя С. Я. Маршак привлек его, а также Хармса и Введенского к работе в журналах «Еж», «Чиж», «Костер». Стали выходить книжки для детей, написанные Заболоцким: «Хорошие сапоги», «Змеиное яблоко», «Два лгуна» и другие.Когда Николай Алексеевич стал зарабатывать, начали появляться и книги. Я увидел у него книгу о Лхасе, об английской экспедиции в Тибет. Эти записки о Лхасе он и сам прочитал с интересом и потом увлеченно пересказывал мне ее содержание. Из книг, которые я ему приносил, он прочитал сборник статей об экспрессионизме ( издание "Всемирной литературы"). Там были репродукции картин Кандинского, Шагала и др. к современной живописи он всегда относился с неизменным интересом. О Тютчеве, Баратынском, Мандельштаме Заболоцкий сказал, что они не случайно писали преимущественно небольшие стихотворения. Это большие поэты, но у них короткое дыхание.

Маргарита Алигер