Честь и совесть

"Честь - понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная и во многом сходная с категорией достоинства. Подобно достоинству, понятие чести раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Моральная ценность личности в понятии чести связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами. Понятие чести дифференцированно оценивает людей, что находит отражение в их репутации. Соответственно честь требует от человека поддерживать ту репутацию, которой обладает он сам или коллектив, к которому он принадлежит. Честь - важный стимул общественного поведения".

"Совесть - категория этики, выражающая нерасторжимую связь морали и человеческой личности, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Таким образом, совесть - это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. Совесть показывает зависимость общества от личности, она фиксирует тот идеальный, совершенный образ человека и общества, который задаётся данной личностью".
По этому поводу Дмитрий Сергеевич Лихачёв говорит: "Я не люблю определений и часто не готов к ним.Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью". По мнению учёного, между честью и совестью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души. Совестью очищаются. Совесть "грызёт", что, наверное, знакомо почти каждому. Совесть никогда не может быть ложной. Она либо приглушённая, либо преувеличенная.
А вот представления о чести часто могут быть ложными, и они наносят огромный ущерб обществу. Такое явление , как понятие дворянской чести, исчезло в наше время, но осталась так называемая "честь мундира". Её-то Дмитрий Сергеевич Лихачёв называет ложной честью. Она заставляет руководителей отстаивать неудачные проекты, бороться с обществами, охраняющими памятники, и многое другое. Учёный считает, что под этим так называемым "мундиром" уже не может биться сердце честного и совестливого человека.
Таким образом, честь истинная всегда находится в гармонии с совестью. Ложная же честь является "миражом в пустыне", в нравственной пустыне человеческой души.

Яндекс.Реклама