Введение

В наше непростое время, когда средства массовой информации изобилуют жестокими сценами насилия, реклама отравляет сознание детей с раннего возраста, очень важно обратиться к проблемам нравственности и морали. Эта проблема непосредственно связана с молодым поколением, потому что именно в детские и юношеские годы человек формируется как личность. Сейчас многие из взрослых растеряны, и сами порой не знают, во имя чего же жить. Есть тревожные симптомы разрушения человека в нравственном смысле. Особенно страдает неокрепшая детская душа. И как тут не согласиться с мнением Г. В. Плеханова, что нравственность, оторванная от жизни, так же безнравственна, как жизнь, утратившая всякое нравственное содержание.
С этой проблемой связана и проблема духовности личности, обсуждаемая повсеместно. Истинная духовность личности представляет совокупность идей, взглядов и чувств добра и любви, возвышенного и прекрасного, совести и милосердия. Она вдохновляет на созидание ценностей, вселяет оптимизм, уверенность в успехе доброго дела. Отсутствие же духовности во всех случаях ведёт к пороку и преступлению.
Очень важно, чтобы молодой человек формировался как нравственная и духовная личность, исповедующая идеалы добра, не принимающая разрушительных идей, способная м противостоять. Многие наивысшие ценности жизни, такие, как любовь к Родине, к русской нации, добро, истина, красота, в наше время постепенно утрачиваются.
Вот как говорит о любви к России, к своей нации И. А. Ильин, видный учёный, философ, правовед и литературный критик: «Быть русским – это значит не только говорить по-русски. Это значит воспринимать Россию сердцем, любить её душой, видеть её самобытность. Быть русским – это значит верить в Россию так, как верили в неё великие люди, все гении её и строители».
Кризис, охватывающий Россию в XX столетии, - это, прежде всего кризис духовный. Чтобы преодолеть его, необходимы духовные силы, способные противостоять стихии зла и разрушения. Для обретения этих сил русскому человеку необходимо, прежде всего, воспитать себя, культивировать в себе лучшие нравственные качества: чувство собственного достоинства, честность, сострадание. Стремиться развивать в себе способность к творчеству.
Что же даёт человеку духовная культура? Прежде всего, способность переживать благородные, нравственные и добрые чувства, просветляющие человеческую жизнь. Именно сокровища внутреннего мира человека начинаются там, где он входит в мир нравственных мыслей и чувств.
Человеком нравственности и морали, «великим гражданином» России был Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Учёный всегда не был безразличен к судьбе России, его всегда волновали проблемы молодого поколения. В своих работах Дмитрий Сергеевич призывает нас к воспитанию в себе нравственных качеств: чести, совести, воспитанности, интеллигентности. Также учёный говорит о том, что нужно противостоять влиянию негативных качеств: зависти и жадности.
Целью нашей работы является показать становление личности Дмитрия Сергеевича Лихачёва и его взглядах на проблемы нравственности. Исходя из этой цели мы обратились к его воспоминаниям о себе и книге «Письма о добром и прекрасном». Мы постарались разобраться в том, как учёный относится к таким понятиям, как воспитанность, интеллигентность, честь и совесть, зависть и жадность. Данные цели и задачи определили содержание нашей работы.
Она состоит из вступления, двух глав и заключении. В первой главе мы рассказываем о тех людях и жизненных обстоятельствах, которые оказали влияние на становление Дмитрия Сергеевича Лихачёва как учёного и общественного деятеля. Во второй главе мы рассматриваем некоторые письма из книги «Письма о добром и прекрасном»(«Честь истинная и ложная», «Человек должен быть интеллигентным», «О воспитанности», «Про зависть», «О жадности»).
В заключении мы говорим о важном значении книги Дмитрия Сергеевича Лихачёва в воспитании молодого человека, формировании его личности.
Работу завершает библиография, где приводится список используемой литературы.

Яндекс.Реклама