Годы учения в Москве и Петербурге

Введение (начало)

Детские годы Лермонтова

Поэтический мир Лермонтова

Годы учения в Москве и Петербурге

Лирика Лермонтова

Мои любимые стихи

Выхожу один я на дорогу

Лирика Лермонтова 1840 - 1841-го годов

Заключение

В 1827 году бабушка привезла Лермонтова из Тархан в Москву для продолжения образования. После отличной домашней подготовки в 1828 году Лермонтов был принят сразу в IV класс Московского университетского Благородного пансиона. Четырнадцатилетний отрок оказался в самом центре рцсского "любомудрия". Юный Лермонтов очень увлекся литературой. Поток стихов заполняет одну тетрадь за другой. Все эти стихи связаны между собой и напоминают своеобразный лирический дневник лермонтовской души, занятой напряженным самоанализом. Слово "дума" является в них ключевым: "боренье дум", "тревоги ума", "пытки бесполезных дум". Сквозная тема творчества Лермонтова юных лет о двойственности человека, о борьбе в его душе "небесных" и "земных" начал, порождена атмосферой умственной жизни Москвы начала 1830-х годов. Конфликт "земного" с "небесным", периодически возобновляясь, пройдет через все его творчество и достигнет максимальной степени напряжения в двух зрелых романтических поэмах - "Демон" и "Мцыри". В 1830 году Лермонтов завершает свое обучение в Благородном пансионе и поступает на нравственно-политическое отделение юридического факультета Московского университета. Открывается период страстного увлечения Лермонтова английской литературой и творчеством Байрона. В стихотворении "Не думай, чтоб я был достоин сожаленья..." (1830) поэт равняется на Байрона, соотносит с ним свои идеалы и мечты:

Я молод; но кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел;
У нас одна душаЮ одни и те же муки;
О если б одинаков был удел!..

Однако меру лермонтовского "байронизма нельзя преувеличтвать. Не случайно два года спустя поэт напишет стихи:

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

И вот оказалось, что для Лермонтова его "русская душа" означала несравненно больше, чем для Байрона душа "английская".
В 1832 году Лермонтов вынужден был оставить Московский университет из-за конфликта с некоторыми профессорами. Он едет в Петербург в надежде продолжить обучение в столичном университете. Но ему отказываются зачесть прослушанные в Москве предметы. Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов избирает военное поприще. 4 ноября 1832 года он сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1835 году Лермонтов оканчивает школу и направляется корнетом в лейб-гвардии гусарский полк, расквартированный под Петербургом в Царском Селе. В этот период формируются общественные убеждения Лермонтова, его взгляды на исторические судьбы России, тяготеющие к славянофильству. Россия, по Лермонтову, молодая, выходящая на мировую историческую сцену страна: она "вся в настоящем и будущем". В мировоззрении Лермонтова укрепляется историзм: прошлое России интересует его теперь как звено в цепи исторического развития национальной жизни.

Яндекс.Реклама