Поэтический мир Лермонтова

Введение (начало)

Детские годы Лермонтова

Поэтический мир Лермонтова

Годы учения в Москве и Петербурге

Лирика Лермонтова

Мои любимые стихи

Выхожу один я на дорогу

Лирика Лермонтова 1840 - 1841-го годов

Заключение

Михаил Юрьевич Лермонтов - гениальный поэт, прозаик, драматург, оставивший яркий след в классической русской литературе. Он был необыкновенно одаренным человеком: поэтом. художником, музыкантом. Поэт был очень требовательным к себе, к своему дару, ко всему, что выходило из-под его пера. Лишь после трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина Лермонтов начинает печатать свои произведения, так как прежде считал их недостаточно совершенными, чтобы печатать рядом с произведениями гения. Пушкин был его кумиром и учителем. Но если вчитаться в поэзию Лермонтова, она поражает своей самобытностью, оригинальностью и прекрасным литературным языком. В каком бы жанре ни работал лермонтов, все у него получалось гениально. Он приходит в литературу в конце тридцатых годов XIX века, после разгрома декабризма и в период жесточайшей реакции. Это очень сказалось на характере его творчества, тематике произведений: одиночество, непонимание окружающих, отсутствие единомышленников, - все это отразилось в лирике раннего периода: "Жалобы турка", "И скучно, и грустно", "Выхожу один я на дорогу", "На севере диком стоит одиноко сосна". Чтобы понять свое время, Лермонтов пытается разобраться в истории России. Он обращается к эпохе Ивана IV. В "Песне про купца Калашникова" отчетливо прослеживается желание автора разобраться в истоках деспотизма, вседозволенности неограниченной власти. Произведение написано в форме старинной песни. Соблюдены все древние каноны: повторы, традиционные метафоры, язык и ритм. Интересны образы героеев - самого Степана Парамоновича Калашникова, его жены Алены Дмитриевны, Кирибеевича и, конечно же, Ивана Васильевича. Прекрасно воссозданы нравы и обычаи того времени: пиры царя, быт купечества, сцена кулачного боя. Кирибеевич, остановив на улице Алену Дмитриевну, прекрасно понимает серьезность своего поступка. Он позорит ни в чем не повинную женщину. Этот поступок нельзя объяснить охватившей его страстью, молодостью. Здесь скорее вседозволенность, неограниченные права царского слуги - опричника. Совершенно по-иному решен образ купца Калашникова. он степенный человек, заботящийся о семье, преданный царю слуга, смелый и гордый человек. Степан Парамонович выходит на кулачный бой защищать честь и достоинство жены. Алена Дмитриевна просит мужа быть ее заступником:

Нет у меня ни брата, ни отца,
Ни матушки - ты один у меня заступник.

Еще не начав бой, Степан Парамонович одерживает моральную победу над Кирибеевичем.
- Я вышел убить его,-
говорит купец царю, не пытаясь оправдаться, объяснить свой поступок. Он не скажет о причинах, не станет трепать и позорить доброго имени жены. И в этом весь Калашников. Он предпочел смерть позору. Какова же царская милость? Казнили Степана Парамоновича... А братьям его разрешили беспошлинно торговать - такова милость тирана.
Современники поэта видели в "Песне про купца Калашникова" аналогию происходящему вокруг: зло таится в самой неограниченности власти, в деспотии. Но поэзия Лермонтова никогда не была морализаторской. Поэт никому не навязывал своих идей и взглядов. В этом кроется неувядающая любовь к Лермонтову. Интерес к его произведениям.

Яндекс.Реклама