.

Тема войны


     Тема войны затрагивается Филатовым довольно часто, во многих произведениях: ей посвящено много стихотворений. Ее он касается в своей пьесе «Лизистрата». Автора волнуют вопросы общечеловеческих ценностей, его поражает жестокость, не имеющая, по его мнению, смысла; несправедливость, которая охватила мир, разрушила человеческое сознание. Он пытается разобраться для чего в этом мире необходимо столько злобы и страдания, что заставило людей совершать эти страшные поступки, за которые они будут еще долго расплачиваться?
    Особенно яркое стихотворение в этом цикле «Баллада о последней рубахе».

…А комод хранил рубахи, как надежды…
А война уже не шла который год…
И последняя на шест была надета
И поставлена на чей-то огород.
    

Давно пролетели те страшные дни, и только вещи еще хранят воспоминания о тех людях, которых уже нет с нами.
    Автор не случайно обращается к жанру баллады. В этом коротком стихотворении перед нами проходит целая жизнь. И более того не просто жизнь одного конкретного человека, а жизнь и судьба целого поколения, несущего на себе отпечаток войны. Главный герой не имеет ни лица, ни имени. Мы знаем только, что он был «веселый малый» и «так смешно прощался с мамой». Это обезличивание ярко подчеркивает, какова была ценность человеческой жизни в годы войны. Человек ничего не значил. Гибли миллионы. Что среди них жизнь одного? Для автора страшно то, что лица этих тысяч и тысяч погибших стираются войной. Он видит в герое своего стихотворения не просто маленькое звено, составляющее живую стену, которая загородила страну от врага, он видит в ней личность, простого человека с его радостями и горестями, простыми человеческими слабостями, молодого парнишку, любящего свою маму и жизнь.
    Напевность, мелодичная протяжность стихотворения достигается ассонансом, многочисленным повтором звуков «а» и «о», чередованием мужских и женских рифм. Стихотворение начинается и заканчивается многоточием, всплывает ниоткуда и уходит в никуда, в пространство небытия, прошлого. Обилие многоточий определяет спокойный, ровный ритм стихотворения. Это внешнее спокойствие еще более усиливает трагизм, нагнетает атмосферу грусти, подчеркивает тленность человеческой памяти, незначительность жизни отдельного человека. Мир продолжает существовать и после его смерти, ничего не меняется, все идет своим чередом, а человека больше нет. Категория памяти важна для Леонида Филатова не только в литературном аспекте, но и в общекультурном. Это подтверждает цикл передач «Чтобы помнили…».
    Этическая позиция Л.Филатова изначально связана с идеей человечности, которой он придал щемящее интимно трогательное звучание. Он воспринимает войну, как трагическое испытание человеческой души, подчеркивая в своих произведениях трепетное чувство хрупкости человеческой жизни и неиссякаемую потребность в добром начале. Назад

Яндекс.Реклама