.

Тема творчекой личности


     Как творческий человек, Филатов часто размышлял о своем предназначении, о своей роли, о внутреннем мире артиста. Это нашло свое отражение в стихотворении «Застенчивая синенькая будка…», написанном в 1964 году. Для Филатова существует два параллельных мира: мир людей, обыденности, серой городской угрюмости, и другой - мир искусства, торжества таланта. Это мир, в котором каждому дарят тепло, требуя взамен лишь немного внимания. Само построение стихотворения говорит нам об этом. Композиция кольцевая: первая и последняя строфы рассказывают о внешнем реальном мире, а остальные - о мире актера. Эти два разных мира противопоставляются друг другу, но в то же время один живет внутри другого. Это словно внешность человека и его внутренний мир. Они совсем разные. Вокруг холодный весенний день:

Застенчивая синенькая будка
Поеживаясь, зябнет на ветру…,

    а рядом:
Кассирша улыбается – как будто
Раздаривает пропуски в Весну…

    В данном случае автор использует яркую метафору, представляя Цирк в образе Весны. А внутри цирка улыбки, акробат, который «идет свободно и легко» не только по арене, но и по жизни. Он всегда «во власти юного азарта», он знает, что его призвание – дарить людям радость, преображая тем самым мир. В этом стихотворении чувствуется глубокое удовлетворенность своим ремеслом, осознание его величия и необходимости.
    Все стихотворение легкое, восторженное. Это достигается аллитерацией и ассонансом. Обилие гласных «а», «о» и «е» придает ощущение простора, безграничности того мира, где существует акробат. При описании цирка автор использует повтор самых «радостных» звуков: «в», «в» и «р». Звук «у» вносит ощущение легкой грусти при описании весеннего дня, и в сочетании с «л», «л» и «н» приобретает оттенок доброты, умиротворенности, тихой радости. Красота серого, в то же время необыкновенно ясного, грязно-чистого весеннего дня передается повтором самых «светлых» звуков: «и» и «з». Кажется, что человек пропитывается этим дыханием вновь зарождающейся жизни, прозрачной и юной чистотой.
    Здесь Филатов использует прием психологического параллелизма, сравнивая гармонию весны и гармонию души актера. Им противопоставляется будничность, то, что многие не могут и не хотят открыть в себе этот источник вечной Весны. Для автора такие люди «обделены» счастьем и он призывает их попробовать увидеть, что рядом с ними существует гармония, спокойствие и радость:

Довольно вам завистливо коситься,
И если счастьем вы обделены,
Купите на полтинник у кассирши
Совсем немного цирка и весны…
Назад
Яндекс.Реклама