Образ времени

    Короче, автор – человек, который отказывается вырасти. Именно поэтому ее главный враг – неостановимый бег времени. Толстая его останавливает, встраивая ту самую “ ключевую метафору” в каждый свой рассказ. Это – образ механического заводного мирка, который с поворотом ключа, каждый раз заново, начинает свою размеренную, игрушечную, “ненастоящую” жизнь.
   Рядом с неуютным, чужим взрослым миром у Толстой всегда коробка с игрушками. Вместо грязных и шумных настоящий паровозов – детская железная дорога: приветливые вагончики, аккуратная будка стрелочника, зеленые деревца. И поезд ходит только по кругу – побывав в пункте Б, он всегда возвращается в родное депо пункта А.
   Только в мире механического повторения, только во вселенной, которая приводится в движение заводным ключом, можно вырваться из поступательного – и наступательного – хода времени.
   Так в рассказе “ На золотом крыльце сидели” выросшая героиня обнаружила, что волшебный мир ее детства грубо порушен годами. От “пещеры Алладина” – комнаты соседской дачи – остались только “пыль, прах, тлен”. Но среди разрухи уцелели заводные часы: “Над циферблатом, в стеклянной комнатке, съежились маленькие жители – Дама и Кавалер, хозяева Времени. Дама бьет по столу кубком, и тоненький звон пытается проклюнуть скорлупу десятилетий”.
   Такие часы, хитрая механическая игрушка, представляют авторский идеал – время, которое идет не вперед, в будущее, а по кругу.
    По сути, Толстая занята только одним – она стремится остановить мгновенье, застыть в нем, как муха в янтаре. Но важнее всего какое выбрать мгновенье, где или, точнее когда должен замкнуться круг, чтобы никогда не наделало вращаться в кольце прекрасной сказки.
Яндекс.Реклама