Империалистическая война. Подвиг затонцев

   В ремя шло, и дачно-пароходная территория постепенно вступала в стадию бурной индустриализации. Севернее затона артели плотников, землекопов приступили к строительству железной дороги Котлас – Пермь, станций Курья и Пермь – Сортировочная. Тогда же начали строить и железнодорожный мост. Первые поезда побежали по новой ветке в 1899 году. В 1897 году начали строить и железнодорожный мост через Каму. Но все равно долгое время поселок за Камой оставался флотской столицей Перми.
   Шла империалистическая война. Положение рабочих и крестьян резко ухудшилось, появились перебои в торговле продовольствием и предметами первой необходимости. Хотя Урал и находился далеко от военных действий, но война захватила и его.
   Рассказывает К.Ф. Сотонин: «Под непрерывными ударами Красной Армии колчаковцы панически отступали назад в Сибирь. Пытаясь хоть немного задержать стремительное наступление Советских войск, колчаковцы решили уничтожить оставшийся камский флот. Для этого они начали оттягивать все суда Камы в Пермь и устанавливать против Левшино. Речники затона и все жители Нижней Курьи терялись в догадках. День и ночь ревели гудки пароходов, словно они прощались с речниками. Наступили дни, полные тревог и всевозможных слухов, предположений и догадок. Речники и все население Нижней Курьи с тревогой ждали, что будет дальше.
   Тем временем колчаковцы, согнав суда в одно место, начали топить их в Каме и поджигать. Они подожгли пароход «Звенига» с таким рассчетом, что от него загорятся и другие, рядом стоящие, по цепочке. Но багермейстер Селиверстов с таким же отважным своим помощником Алексеем Николаевичем Матлиным успели пробраться на пароход и потушить начавшийся пожар. Но оказалось, что беляки заранее завезли на пароход взрывчатку с таким расчетом, что если не удастся почему-либо сжечь, то они уничтожат флот динамитом. Однако колчаковцы, в спешке, не протянули провод электрозапала с судов к адской машине. И когда поняли, что на судах остались добровольные спасатели, срочно подвезли на лодке электропровод и соединили с концом проводки, ведущей к запалам на пароходах. Все это видели смелые речники из своих укрытий. Как только лодка с беляками пошла в обратный путь, они подобрались и перерезали этот провод. Повторить операцию белякам было уже некогда. А когда на пароходе начался пожар, рискуя жизнью, потушили огонь и спасли свой пароход от неминуемой гибели. В последствии этому героическому судну было присвоено имя «Ф. Дзержинский». Так речники, действуя на свой страх и риск, спасли народное добро – 5 пассажирских судов и 2 дебаркадера , так нужных молодой республике.
   Но весь флот Камы спасти не удалось. Белые выпустили в Каму 30 тысяч тонн нефти, керосина, смазочных масел и подожгли. Кама пылала от Левшино до самого железнодорожного моста. В этом адском огне погибло 103 пассажирских судна и буксиры пароходов, 43 баржи, 10 дебаркадеров».

М олодая страна Советов, раздираемая интервенцией иностранных государств, гражданской войной и разрухой, находила силы заботиться и о детях – будущих строителях нового общества. В 1919 году был создан первый коммунистический клуб «Муравейник». В клубе «Муравейник» был организован первый в городе отряд юных пионеров. Так среди взрослых стали появляться суетливые ребята в красных галстуках: Зеров Сима, Чудинова Валя, Сухоруков Шура и т. д. Трудно было первым пионерам. У них даже галстуков настоящих не было, пионерскую форму они шили сами, но, несмотря на трудности, пионеры сделали очень много. Ребята обучали взрослых грамоте, учили их читать и писать. И за это взрослые были очень благодарны ребятам. Дудин Евгений Алексеевич вспоминает, как за то, что он научился грамоте, ему подарили буханку душистого хлеба. Это был большой подарок, ведь жилось тогда очень трудно.
   Прорываясь сквозь пламя гражданской войны, закончив поход на Тихом океане, пришел мирный 1922 год.

Яндекс.Реклама