Церковь Святого князя Владимира

    На живописном берегу Камы, в Закамске, стоит деревянный храм. Люди приходят сюда приобщиться к доброму и вечному, они приводят своих детей. Это церковь Святого князя Владимира.
   Вера – уникальное свойство человеческой природы. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым – точнее, внутри которых, - он живет.
   В Пермской области всего до сорока храмов. Крайняя нужда в них ощущалась на окраинах Перми, в числе которых оказалось к началу XX века и дачное селение Нижняя Курья. 15 августа 1894 года новообразованное дачное поселение Нижняя Курья посетил Его Преосвященство, Пресвященный Петр, епископ Пермский и Соликамский. Цель поездки Его Преосвященства состояла в избрании места для предполагаемого сооружения в дачном поселке церкви. «После тщательного осмотра всей дачной местности вместе со спутниками и взвесив советы каждого из них, Преосвященный Петр избрал место, на котором больше, чем где-либо, приличествует быть храму. Место это находится на самом берегу Камы, сажен в 15 от обрыва берега на высоком холме… Подошву холма омывает ключ (родник) с чистой, как хрусталь, водой… С холма открывается прелестная панорама на реку, Пермь и левый луговой берег…».
   Под строительство дачной церкви и Архиерейского дома был отведен участок площадью 1628 кв. десятин (I десятина = 2400 кв. сажен). 13 июня 1904 года состоялась закладка церкви в Нижней Курье. Построенная в 1906 году как дачная церковь Пермского Архиерейского дома на средства самого Архиерейского дома и многих благотворителей, церковь была призвана удовлетворять религиозные чувства обитателей дачного поселка, в основном лиц, принадлежащих «интеллигентному классу», а также жителей окрестных сел.
   К сожалению, чертежей фасадов, планов в архиве обнаружить не удалось. Не удалось выяснить и авторского проекта.


   Всю тяжесть забот о возведении храма нес эконом Архиерейского дома иеромонах Хрисанф (Христофор Гаврилович Клементьев), служивший с 3 августа 1904 года – 11 февраля 1911 года.
   Отец Иоанн обращался с просьбой о пожертвовании на строительство храма в лесной департамент и в главное управление имений гр. С. Н. Строганова об отпуске 150 пудов кровельного железа на достройку деревянного храма в д. Курья. К сожалению, резолюция Его сиятельства была отрицательной.
   С 1905 года для наблюдений за строительством церкви был приглашен архитектор Алексей Бонавентурович (Борисович) Турчевич-Глумов, который, вероятно, и завершил работы. В марте 1906 года производились работы по устройству иконостаса и росписи мастером Мамаевым. За это он получил 200 рублей. Пермский мещанин Ал. Николаевич Мамаев устроил паровую фабрику по изготовлению иконостасов, паркета и дорогой мебели.
   Внешний облик храма типичен для псевдорусского стиля, в частности направления так называемой «Ропетовской архитектуры», зародившегося в России в конце XIX – начале XX в. Псевдорусский стиль трактует древнерусское зодчество не как арифметическую сумму форм, а как систему средневекового национального зодчества. Архитектор И.П. Ропет (псевдоним И.Н. Петрова), демонстрирует неиссякаемую фантазию на тему русской архитектуры и стилизаторства народного творчества. Ропет был активным проводником псевдорусского стиля, один из вариантов которого и называют «Ропетовской архитектурой». Это направление горячо поддерживал страстный поборник самобытности русского искусства В.В. Стасов. В силу имитации форм традиционной русской архитектуры и использования богатой резьбы по дереву, церковь имела нарядный, сказочный облик, украшая собою берег Камы.
   19 июня 1906 года состоялась торжественное освещение вновь построенного в Нижней Курье храма. Освещена церковь была в честь Св. Равноапостольного князя Владимира и святителя Тихона Задонского. В просторечии ее называли просто Владимира – Тихонской или Князе – Владимирской дачной церковью.
   В 1918 году происходит значительное событие в истории церкви. 8 мая при Княже – Владимирской церкви открыт приход, и в штате при церкви положены священник и псаломщик. Для их содержания получено 2866 р. 97 коп. и 250 р. 50 коп. от Нижнекурьинского и Заборского обществ. Ближайшие к церкви храмы – Нижнемуллинский – в 8 верстах и Мысовская церковь – в 10 верстах. Опись церковного имущества, заведенная в 1913 году, проверена в 1918 году, хранилась в целостности, церковные книги – имеются в достаточном числе. Священником служил с 9 мая 1918 года Петр Константинович Никулин, сын священника, окончил курс Пермской духовной семинарии в 1902году. В 1912 году окончил курс Казанской Духовной Академии с ученой степенью кандидат богословия. Временно исполнял должность псаломщик Владимир Степанович Шилов, 24 лет, из крестьян, бывший послушник Пермского Архиерейского дома. Церковным старостой был Ал. Михайлович Силин, 50 лет, из крестьян. Преосвященный посещал храм последний раз в 1918 году.
   Судьба храма, в котором совершались богослужения высшим духовенством Пермской епархии, в послереволюционной период оказалась типичной для большинства культовых строений. Облик храма, в результате многочисленных перестроек и ремонтов, изменился. После установления советской власти, дачные строения были муниполизированы и перешли в ведения горкомхоза, в коммунальный отдел.
   В конце 1920 – 1921гг. по всей стране остро встал вопрос о борьбе нового советского государства с нарастающей волной эпидемических заболеваний, в особенности тифа. Среди трудящихся с этой целью при Пермском Губздравотделе, как и по всей стране, был создан подотдел по борьбе с социальными болезнями. Он ставит для своей работы открытия повсеместно домов отдыха при содействии с профсоюзами. 18 февраля 1921 года подотдел Пермского Губздравотдела решает испросить перед городским жилищным отделом помещения Нижней Курьи на 125 мест под дома отдыха и для обслуживающего персонала на 60 мест. 27 мая 1921 года газета «Звезда» напечатала: «22 мая в Нижней Курье состоялось торжественное открытие Дома отдыха для изработающихся тружеников г. Перми и Мотовилихи». Дом отдыха занимал несколько дач. В 1922 году Нижнекурьинский Дом отдыха стал самым многолюдным.
   С 1930 – 1960 гг. сооружены другие строения, в основном, хозяйственного значения. Новые строительства более не ведутся, финансовые средства, в основном, идут на ремонт старых зданий и сооружений.
   В мае 1974 года открыт новый санаторий «Светлана». Он построен для детей дошкольного возраста на средства, выделяемые 73 предприятиями Прикамья. Здание церкви было передано на баланс санатория в качестве филиала. В нем размещались дети, переболевшие гепатитом. К этому времени помещение пришло в полуаварийное состояние, требовало ремонта, нуждались в ремонте и подсобные помещения. Кроме того, как лечебное помещение, оно не соответствовало элементарным санитарно-гигиеническим нормам.
   16 января 1992 года отделом юстиции Пермского облисполкома было зарегистрировано религиозное объединение Покровского прихода г. Перми (Кировский район). 10 февраля 1992 года Канцелярией Пермского Епархиального управления зарегистрирован приходской Совет покрова пресвятой Богородицы церкви Кировского района г. Перми. Поскольку помещения для богослужения верующие не имели, приходской Совет, при поддержке сотен верующих пенсионеров Кировского района, взялся за поистине титанический труд – возвращение храма Святого Князя Владимира. Переписка с различными инстанциями, посещения бесконечного числа кабинетов продолжались 3 года, прежде чем состоялось первое богослужение в Нижнекурьинской церкви. Член комиссии по Законодательству Верховного Совета РФ И. Залевская в мае 1993 года ходатайствовала перед Пермским Городским Советом, отмечая важность и необходимость сохранения памятника архитектуры, единственной деревянной церкви в Перми. 29 июля 1993 года Малый совет Пермского городского совета принял постановление «о возвращение здания по адресу ул. Кировоградская, 194 верующим Пермской епархии Русской Православной Церкви». 10 августа 1995 года здание церкви было официально возвращено верующим на основании постановления Администрации г. Перми № 1624. Гепатитное отделение санатория «Светлана» переведено в детский комбинат № 215 по ул. Окулова, 14 а. Таким образом, спустя 74 года, здание вновь обрело своих истинных хозяев. 28 ноября 1995 года состоялось первое богослужение, совершенное протоиереем Виссарионом Синицыным, иереем Серафимом Новоселовым и Петром Тулинец в сослужении дьякона Сергия Апасева.
   Внутреннюю роспись храма выполнил житель Кировского района Ахметов Валерий. Храм вновь стал храмом, но ненадолго. После возвращения здания церкви Покровскому приходу Пермской епархии его вновь постигло несчастье – пожар, который уничтожил часть уже восстановленного здания. Это случилось 28 ноября 1998 года. Но снова на пепелище началось строительство. И сейчас мы вновь можем приходить в этот храм, чтобы общаться с Богом.

…Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но все в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.

                     Фра Беато Анджелико.

Яндекс.Реклама