Курья. Затон братьев Каменских.

    В давние времена среди гор и лесов сурового Урала стали возникать заводы. В 1723 году в устье речки Егошихи возник медеплавильный Егошихинский завод, а затем в 1736 году Мотовилихинский. Плавильное производство этих крупных по тем временам предприятий работало на древесном угле. А лес–то – вот он, рядышком. И задымились по всему правобережью широкой реки от Нижней Курьи до Верхней печи–ямы, в которых углежоги круглыми сутками превращали вековые деревья в древесный уголь. Недаром первой профессией в Кировском районе было углежогничество. Многие краеведы считают, что поселки Верхняя, Средняя и Нижняя Курья название свое берут от незамысловатых жилищ углежогов – курений, но в «Географическом и статистическом словаре Пермской губернии», составленном в 1878 году, известный ученый Урала Наркиз Константинович Чупин так объясняет слово «курья»: «Курья – часто употребляемый географический термин в Пермской губернии. Сколько я мог вразумить того слово, старинное, имеет у нас значения:

   Постепенно леса вырубили, а часть уничтожили пожары, и к 1890 году погасли угольные печи.
    Р ека Кама была главным транспортным путем, по которому везли грузы, то есть на реке активно развивалось судоходство.В XIX веке за навигацию через Пермь проходило более 500 судов, они требовали ремонта, и в 1872 году пароходчики братья Каменские присмотрели здесь место для межнавигационного отстоя и ремонта своего флота. Их пассажирское пароходство существовало с 1864 г., а судоремонтный завод был основан в 1872г. Зимой здесь отстаивались 5 - 6 пассажирских судов и 2 – 3 дебаркадера. Так как возле города имелся механический завод, в Нижнекурьинском затоне не строили основательных мастерских. 190 рабочих принимались на зимнее время, а летом в затоне оставался лишь сторож. Окрестный люд и бывшие углежоги потянулись на затон. Тут была работа, тут можно было строиться. Население начало расти, поднимались новые дома.

Яндекс.Реклама