Заключение


       Типы школ и тесно связанные с ними программы этих учебных заведений отличались достаточным разнообразием, зависели от ступени образования, которую они представляли. По этому принципу они и были унифицированы, как был унифицирован и культурно-бытовой облик учащихся каждого из типов школ. Основные начальные учебные заведения представляли приходские и уездные училища, средние школы - гимназии, классические (с упором в учебном курсе на принцип классицизма, на мёртвые языки) и реальные (с усиленным преподаванием технических предметов), а также огромное число их разновидностей. Социальный состав учащихся был разным в разным типах школ. Кроме того, он зависел как от политики правительства в этой области, так и от политики конкретной школы. Например, при Николае I в гимназии было воспрещено принимать на учебы крепостных, но даже когда такое постановление было отменено, в некоторых гимназиях они так и не появились. Отдельные типы школ создавались как сословные, но, в общем-то, учебные заведения в конце концов стали бессословными, и в них стало возможным увидеть самый разнообразный социальный состав учащихся.
       На культурно-бытовой облик учащихся, как людей ещё находящихся в процессе формирования, их воспитание влияло самым непосредственным образом. При этом в XIX веке понятие педагогики ещё не было достаточно развитым, и это отличало воспитание, даваемое взрослыми (учителями и школьным начальством), так как поведение учащихся было постоянно под строжайшим контролем, а личность учащегося нередко формировалась в борьбе с этим контролем. Большое влияние на воспитание учащихся оказывали и их соученики, как старшие, так и сверстники. Здесь всё зависело от общей среды, её нравственного уровня, и под её влиянием происходило формирование личности школьника.
       Учащийся долгое время живёт жизнью своей школы. Поэтому и быт его, распорядок дня сильно зависел от его учебного заведения. Так, прежде всего, внешний облик учащегося был под контролем школы, унифицирован форменной одеждой. Время, проведенное учащимся в школе, подчинялось её порядкам, расписанию часов отдыха и уроков, мероприятиям, ею устраиваемым. Среди этой серой будничности детям было просто необходимо найти способы для самовыражения, например, в играх. У учащихся были и недетские игры, наоборот, очень даже взрослые увлечения. Они могли стремиться к самообразованию: круг их чтения нередко отличался особенной широтой, учащиеся увлекались литературными беседами, созданием рукописных журналов и многим другим. Но школа всё равно старалась держать и это также под контролем, так как внеклассные интересы якобы отвлекали детей от занятий, и учащихся окружали всевозможные запреты.
       Таким образом, культурно-бытовой облик учащихся начальной и средней школы в XIX - начале XX века отличали две его специфические черты: возраст учащихся (они постоянно находились в стадии развития) и попытки непрерывного контроля над этим развитием самого учебного заведения, его влияние.

Яндекс.Реклама