Типы школ


       Фактором, влиявшим на культурно-бытовой облик учащихся, были и типы школ, в которых они обучались. В XIX-начале XX века их было несколько. В 1803-1804 годах правительством Александра I была проведена полная реформа просвещения. Россия делилась на учебные округа, в центре которых были Университеты, они должны были контролировать учебный процесс в округе. Устанавливалась ступенчатость образования: окончившие приходское училище могли поступить в уездное, а оттуда в гимназию, а её выпускники могли попасть в университет. Считалось, что таким образом в университет могли пробиться даже крестьяне. Эти ступени были разорваны при Николае I, при нём образование стало сословным. Такая ситуация начала изменяться только при Александре II. Далее проводилось реформирование типов школ, появилось множество их разновидностей. Это были Уездные училища, Приходские училища (относились к начальным учебным заведениям). Касательно их учреждения в Уставе отмечалось: «В губернских и уездных городах, равным образом и в селениях, каждый церковный приход или два вместе, судя по числу прихожан и отдалению их жительств, должны иметь по крайней мере одно приходское училище. Сии училища в казенных селениях вверяются приходскому священнику или одному из почтеннейших жителей; в помещичьих селениях они представляются просвещенной и благонамеренной попечительности самих помещиков». Они должны были стать первой ступенью в образовании крестьянского сословия и следующей ступенью для дальнейшего образования.
       Кроме государственных школ, были начальные учебные заведения на попечении обществ и частных лиц. Воскресная школа - «начальное учебное заведение для рабочих, городских низов. Занятия проходили в свободное от работы время. В России возникли в первой половине XVIII века в Прибалтике. С 1850 года их число быстро увеличивалось. Действовали они на частные средства, давали начальные знания по грамоте, письму, арифметике, иногда по истории, географии. Занятия вели преподаватели, студенты, офицеры и др. В 1860 году воскресные школы были узаконены и получили казенное содержание. При этом правительство, церковь и полиция в ряде случаев относились к ним с подозрением ввиду возможности революционной пропаганды. В 1862 году воскресные школы были закрыты; вновь начали открываться в конце 1860-х гг., но под строгим контролем полиции и церкви, по установленным программам с введением в них Закона Божия».
       Земская школа - начальное учебное заведение. Земские школы открывались земствами в сельских местностях и находились в их введении. «В Земской школе преподавались: закон божий, чтение, письмо, арифметика и, по возможности, пение. Так как утвержденной правительственной программы для начальных школ не было, передовые учителя Земской школы в порядке объяснительного чтения давали учащимся элементарные сведения по природоведению, географии, истории.
       К 1911 в России было 27486 земских школ. Три четверти этих школ имели трехлетний срок обучения и являлись однокомплектными (не более 50 учащихся), остальные - четырехлетний срок обучения и были двухкомплектными (более 50 учащихся c 2 учителями)».
       Затем в 80-х гг. появилось новое начальное учебное заведение, подведомственное Православной Церкви - школа грамотности. Они создавались «для обучения православному вероучению и грамоте. В школах грамотности обучали светские учителя. Преподавались Закон Божий, церковное пение с голоса, церковно-славянское и русское чтение, письмо и начала арифметики». В это же время устанавливаются новые ступени начального образования, начиная с одноклассных училищ - «суть собственно школы грамотности, дополненные преподаванием начал Закона Божия и арифметики. Дальнейшую ступень народного образования представляет двухклассное училище. Первый класс этого училища составляет не что иное, как обычную одноклассную школу; второй же класс обнимает высший, дополнительный курс начального обучения, характеризуемый тем, что здесь сообщаются детям сведения по истории, географии, естествоведению. Наконец, на третьей ступени начальной школы стоят училища многоклассные, к которым следует отнести училища уездные, городские по Положению 1872г., так называемые центральные училища и т.п.».
       Поступающие в I класс должны уметь читать и писать и знать первые правила арифметики; ученики могут поступать прямо во II, III и даже в IV класс, если на испытании пред инспектором и старшими учителями докажут, что уже имеют достаточные сведения в тех частях наук, кои преподаются в нижних классах. Директор наблюдает, чтобы в I и II класс принимались дети не моложе 10 лет, а в III и IV - не моложе 12». Уже по уставу 1828 года гимназии стали чисто сословными.
       Существовали и так называемые военные гимназии и прогимназии. «Военная гимназия - специальное гражданское среднее учебное заведение. Готовила учащихся к военному образованию. Шестилетние (с 1873г. - семилетние) военные гимназии созданы в 1863-1866 гг. на базе младших классов кадетских корпусов. Отличались высоким уровнем преподавания. В 1880-х гг. были преобразованы в кадетские корпуса». Военная же прогимназия - это «специальное гражданское начальное учебное заведение. Созданы в 1868г. для подготовки детей офицеров и чиновников к поступлению в юнкерские училища. В военные прогимназии также переводились неспособные ученики военных гимназий. Курс был 4-летний, соответствовал курсу уездного училища».
       Кроме этих учебных заведений в XIX - начале XX века существовали коммерческие училища. Они имели целью: «образовать купеческое, отчасти и мещанское юношество для дел коммерции всех родов, и приготовлять сведущих и искусных бухгалтеров, контролёров и приказчиков для торговых, фабричных и заводских контор... Сверх того в училище воспитываются и образуются дети чиновников, предназначаемые в бухгалтеры и счетоводы разных казённых мест». Это были сначала семиклассные, а затем восьмиклассные (и ещё с подготовительным классом) учебные заведения: «Полный курс учения продолжается 7 лет и разделяется на приуготовительный и окончательный. Первый, т.е. приуготовительный, совершается в четырёх классах: 7, 6, 5 и 4-м, окончательный в трёх: 3, 2 и 1-м»; а к началу XX века, в Академии, где учился Н. Щапов, «было 8 классов и подготовительный, куда поступали уже грамотные мальчики лет 9».


Вывод

       Как видно из приведённого выше описания типов школ, существовало их довольно большое разнообразие, несмотря на частые попытки унифицировать образовательную систему. Изменения в типах школ происходили главным образом со сменой министра народного просвещения или с поворотом в политике царя в области просвещения. Вместе с изменением типов школ в XIX - начале XX веков менялся и культурно-бытовой облик учащихся. Ещё один фактор, влиявший на этот облик - социальный состав учащихся.

Яндекс.Реклама