Лунные странники

Тормозной двигатель гасит скорость

Временем успехов советской программы полётов автоматических станций на Луну стал 1970 год. Два месяца спустя после доставки образца грунта на Луну опустилась «Луна-17», с посадочной платформы которой на поверхность съехал первый в мире движущийся аппарат для работы на инопланетной поверхности – «Луноход-1». Этот аппарат был спроектирован и построен на заводе им. С.А. Лавочкина под руководством Главного конструктора Г.Н. Бабакина, а его ходовая часть – 8 колёс с отдельным для каждого двигателем, спрятанным внутри оси, - в ленинградском институте транспортного машиностроения «ВНИИТрансМаш».

«Луноход-1» проработал 10 месяцев, или 11 лунных дней. Он прошёл 10,5 км и выполнил исследования грунта более чем в 500 точках. На Землю им было передано более 200 детальных панорамных изображений лунных ландшафтов.

Аппарат съезжает на поверхность Луны

«Луноход-2» был высажен на восточном краю Моря Ясности, неподалёку от гористой местности лунного материка. Он передвигался гораздо быстрее своего старшего брата и был оборудован более скоростной ТВ-камерой. За 4 месяца второй «странник» проехал 37 км, но его дальнейшей работе помешал перегрев аппаратуры, размещённой внутри корпуса. Случилось это из-за того, что вдохновлённые хорошими ходовыми качествами лунохода исследователи решили въехать прямо внутрь свежего, окруженного полем камней лунного кратера. Грунт внутри кратера оказался очень рыхлым, и луноход долго буксовал, пока задним ходом не выбрался на поверхность. При этом откинутая назад крышка с солнечной батареей, видимо, зачерпнула немного грунта с вала, окружающего кратер. Впоследствии этот грунт стал теплоизолятором и вызвал перегрев аппаратуры.

Назад на главную

Яндекс.Реклама