Программа "Аполлон"

Итак, перед Соединёнными Штатами Америки была поставлена общенациональная задача огромной сложности. Её можно было решить лишь путём невероятного напряжения производительных сил всей страны, лишь благодаря астрономическим расходам, лишь благодаря самоотверженному труду сотен тысяч людей, отдавших «Аполлону» многие годы жизни.

Надо упомянуть о «досрочном» рождении проекта «Аполлон». Он подчинялся не логике научно-технического прогресса, а капризу политической конъюнктуры. К моменту утверждения этой программы у США не было ни единого космического носителя, ни одного отработанного космического корабля, ни один американец не был в космосе, следовательно, астронавты не имели никакого опыта, а уровень медико-биологических разработок был низок. Наконец, к этому времени имелись весьма смутные представления о природе Луны, что превращало конструирование посадочного лунного модуля в работу весьма умозрительную. Известнее случай, когда на одном из многочисленных учёных советов в Москве решался вопрос, твёрдая ли Луна или покрыта зыбучей пылью. С.П. Королёв, слушая доводы сторонников разных теорий, понял, что спор ни к чему не приведёт и сказал:

- Ну хорошо, будем считать, что Луна твёрдая…

- Но кто может за это поручиться?

- Я, - сказал С.П. Королёв. Он взял ручку и написал на клочке бумаги: «Луна твёрдая. С. Королёв».

Таким образом, лишь один вопрос начал проясняться более или менее лишь после посадки нашей «Луны-9» и американского «Сепвейера-3», когда работы по программе «Аполлон» шли полным ходом.

В 1961 году НАСА купило за 80 миллионов долларов около 88 акров земли острова Мэррит. Стартовый комплекс включал в себя стартовую площадку, а также передвижную башню обслуживания высотой 122,5 метра и весом 5000 тонн, которая с помощью самоходного шасси развивала скорость до 3,5 км/ч. Этот уникальный трактор должен был доставить ракету на старт из монтажно-испытательного корпуса (МИК), где она собиралась и проходила предстартовые испытания. В отличие от принятой советскими специалистами методики горизонтальной сборки носителя – наша ракета в МИКе лежит, - американцы применяли вертикальную сборку – их ракеты стояли. «Рост» носителя диктовал габариты МИКа. Высота здания - около 160м, длина 132 м, ширина 156 м. две двери высотой 139 м. Подвесной кран рассчитан на подъём грузов до 158 тонн.

Существовало три реальных пути к Луне. Первый предполагал использование суперракеты «Нова», которая могла бы обеспечить прямой полёт по маршруту Земля – Луна – Земля. Второй и третий основывались на более скромной и дешёвой ракете «Сатурн-V». Во втором варианте от корабля, выведенного на орбиту искусственного спутника Земли, отделялась лунная кабина (модуль), которая летела к Луне, садилась на неё, взлетала, возвращалась к Земле и соединялась с основным кораблём, который ждал её у Земли. В третьем варианте основной корабль летел к Луне вместе с модулем и ждал его возвращения уже не на орбите спутника Земли, а на орбите спутника Луны. Объективный и детальный анализ всех вариантов полёта на Луну показал, что третий вариант является наиболее реальным с учётом всех возможностей и сроков.

Старт первого экипажа запланировали на 21 февраля. К сожалению, первый запуск был трагическим. «Аполлон-1» сгорел прямо на старте. В атмосфере чистого кислорода маленькая вспышка электрических проводов под креслом одного из членов экипажа выросла мгновенно, охватила всё: кресла, приборы, пульты и три человеческих фигуры – сплошным гудящим пламенем.

Назад на главную

Яндекс.Реклама