Парадокс Сухомлинского

Сухомлинский В.А.

   И вот что постепенно стало выясняться. Для того чтобы детям было интересно учиться, вовсе не обязательно делать каждый урок занимательным, не нужно развлекать детей. Секрет интереса вовсе не в занимательности, а в успехах детей, в их ощущении роста, движения, достижении трудного.
    Вчера не понимал - сегодня понял. Вот где радость! Вчера не умел - сегодня научился. Вот в чём счастье!
    Выходит, чтобы дети хорошо учились, надо, чтобы они... хорошо учились?
Парадокс?
    Этот парадокс, наверно, и войдёт в историю педагогики как "парадокс Сухомлинского": чтобы дети хорошо учились, надо, чтобы они хорошо учились.
    Но никакого парадокса здесь, конечно, нет: чтобы дети хорошо учились, надо научить их учиться.
    Сухомлинский обнаружил, что многие учителя смотрят на школьников так, как мастер мастер смотрит на станок: есть станок - он должен давать продукцию. Есть ученик - он должен "выдавать" знания.
    Да ведь ученик - не станок! Ученик вечно в развитии, он растёт, умнеет, и надо прежде всего заботиться о его развитии.
    В. А. Сухомлинский считал, что ленивыми ребята становятся в самой школе оттого, что их с первых классов не научили любить школьный труд и не дали им почувствовать радость успеха в учении. Малоспособные от природы дети, конечно, есть, но и их способности могут быть развиты, и они могут успешно закочить среднюю школу, если их не "глушить" двойками, если поддерживать каждое их усилие, если не внушать им, что они неспособные...
    Испокон веков перед каждым учителем стоит две пары задач: обучать детей и одновременно воспитывать их; обучать детей и одновременно развивать их способности.
А Сухомлинский показал, что все эти задали фактически невозможно решить, если не поставить перед собой и не решить ещё одну, такую же важную "пару" задач: вызывать страсть к знанию и учить учиться.
    Незачем говорить. что в отдельности эти задачи не могут быть решены: страсть к знанию нельзя воспитать, и если не научить ребят учиться...

Яндекс.Реклама