Дмитрий Левицкий

Дмитрий Левицкий.  Автопортрет 1783г.
"В передаче интимного, неуловимого очарования лица, не блещущего красотой, не выделяющегося оригинальностью, в изображении простого, среднего, незаметного лица - соперников он не знал".

И. Э. Грабарь.

Родился Д. Г. Левицкий в Киеве в 1735 году, происходил из старинного украинского рода. Отец художника Григорий Кириллович занимался живописью и гравюрой, он и передал сыну первые навыки живописного мастерства. Важную роль в дальнейшей судьбе юноши сыграл известный петербургский художник А. П. Антропов. В 1758 году Левицкий уезжает в Петербург. Впервые имя Левицкого получает известность в 1770 году, на которую он представил шесть мастерски написанных портретов. 1770-1780-е годы - время расцвета дарования Левицкого. За эти двадцать лет он создает самые значительные произведения. Имя художника окружено славой, постоянно поступают заказы царского Двора. Левицкого интересовал человек, его внутренний мир, его радовало и волновало всякое яркое, полнокровное выражение жизни, увлекала возможность показать своих героев во всем богатстве их чувств и переживаний.
Характерные для Левицкого поиски большой жизненности, естественности в изображении человека нашли воплощение в серии портретов смолянок, учениц Смольного института, основанного Екатериной II с целью создать женщин "новой породы" - воспитанных и образованных. Семь портретов были заказаны императрицей. Левицкий создал портреты:
Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой >>>, Е. И. Нелидовой >>>, Е. Н. Хованской и Е. Н. Хрущевой >>>, А. П. Левшиной >>>, Г. И. Алымовой >>>, Н. С. Борщовой >>>, Е. И. Молчановой >>> на протяжении 1773-1777 годов.

Ржевская и Давыдова Нелидова Хованская и Хрущева Левшина
Алымова Борщова Молчанова

В портреты смолянок художник вносит сюжетное начало, показывает человека в действии, когда раскрываются черты его характера. Портреты и литературные отклики должны были утвердить и восславить результаты "разумного воспитания", полученного девицами в институте, а главное - его "мудрую основательницу", "мать отечества", "неустанно пекущуюся о благе своих поданных". Назначение портретов определило и парадный характер их исполнения. А увеселения, сопровождавшие церемонии, балы, маскарады, концерты, спектакли, были использованы Левицким как сюжетная основа портретов "благородных девиц", показанных в то время, когда они, выступая перед публикой, демонстрируют результаты своего обучения.
На фоне театральных декораций танцуют Нелидова и Борщова. В танцевальной позе изображена Левшина. Сценку из спектакля разыгрывает трогательная и слегка комичная пара - Хованская и Хрущева. Томная красавица Алымова музицирует. Даже самые младшие смолянки - Давыдова и Ржевская - демонстрируют свои светские манеры, утверждая тем самым успехи института в воспитании юношества.
В смолянках нет ни подчеркнутой торжественности поз и обязательной демонстративности указующих жестов, ни высокомерного и бесстрастного выражения лиц, нет той условности в подборе и размещении вокруг фигуры портретируемого аксессуаров. Смолянки не позируют, они живут в окружающей их среде легко и свободно. Доля же условности, которая есть в их изображениях, оправдывается театральной атмосферой, которая в той или иной мере присуща всем портретам этой серии. Место действия становится сценической площадкой, где юные героини портретов ведут себя в соответствии с ролями, ими исполняемыми, и своими индивидуальными данными. Все это придает серии портретов воспитанниц Смольного института такую жизненность и правдивость, помогает художнику достигнуть такой силы характеристики портретируемого человека, которые были невозможны в работах, созданных по ранее обязательному канону.

Яндекс.Реклама